Published Date: 24.12.2024

Проблемы формирования ценностей в научно-педагогической деятельности

Annotation

Цель. Проанализировать теоретические основы системы ценностей, особенности дидактического знания на классическом и неклассическом этапах его становления и определить теоретические и концептуальные основания применения аксиологического и культурологического подходов в современной отечественной педагогической теории, провести анализ понятия «ценность» на основании анализа философских, социологических, психологических, педагогических трудов. Методология: анализ и синтез научных теоретических подходов системы ценностей, идеализация понятий в образовательной среде. Выводы. Преподавание и научное исследование представляет единое целое, находясь в тесном взаимодействии с образовательным процессом, где преподаватель при формировании ценностных ориентиров передает обучающемуся не только знания, общую культуру, систему научных и педагогических ценностей, но и способствует формированию у него научного мировоззрения и осознанию ценностей. Научная и практическая значимость. В данной статье исследуется и обосновывается на основе культурологического, аксиологического, интегративного подходов комплексный подход к образовательной деятельности при формировании у обучающихся ценностных ориентаций для достижения планируемого в образовательном процессе результата.



Library

1. Антонова А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова // Молодой ученый. 2017. № 48 (182). С. 296–299.
2. Бетильмерзаева М.М. Роль билингвизма в процессе формирования сознания: теоретический аспект / М.М. Бетильмерзаева // Общество: философия, история, культура. 2019. № 6 (62). С. 41–43.
3. Вырщиков А.Н. Сущность понятия «патриотическая деятельность»: теоретические основания / А.Н. Вырщиков // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 96–101.
4. Гвильдис Т.Ю. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы / Т.Ю. Гвильдис, В.Е. Николашкина // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 76–78.
5. Гессен С.И. Основы педагогики : Введ. в прикл. философию : учебное пособие для вузов / С.И. Гессен. Москва : Школа-пресс, 1995. 447 с.
6. Захарченко М.В. Культура и образование в перспективе традиции. Традиция как предмет теоретического осмысления : монография / М.В. Захарченко. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007. 164 с.
7. Илакавичус М.Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры: историко-социальный аспект / М.Р. Илакавичус // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 40–45.
8. Кихтенко Л.Ф. Формирование ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки : диссертация кандидата педагогических наук / Л.Ф. Кихтенко. Ставрополь, 2009. 168 с.
9. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии / И.А. Колесникова. Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1999. 242 с.
10. Копылов С.Н. Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО / С.Н. Копылов // Теоретические и методологические проблемы современных наук : материалы XV Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 18 мая 2015 г.)
11. Макарова Н.С. «Золотое правило дидактики» в высшей школе XXI в. / Н.С. Макарова // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1. С. 150–154.
12. Мурзина И.Я. Перспективные направления патриотического воспитания / И.Я. Мурзина, С.В. Казакова // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 155–175. DOI:10.17853/1994-5639-2019-2-155-175
13. Николашкина В.Е. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного студента / В.Е. Николашкина // Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере : материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции
14. Социология : энциклопедия / составители : А.А. Грицанов [и др.]. Минск : Книжный дом, 2003. 1310 с.

Other articles