Published Date: 19.12.2024

Формирование фондов оценочных средств для проведения внутренней и вешней оценки качества образования вуза

Annotation

Современный процесс реформирования образовательной системы направлен на качественную подготовку конкурентоспособных выпускников всех уровней образования. Процесс реформирования касается внедрения новых подходов к разработке системы оценочных средств, а также форм, процедур и технологий, направленных на внутреннюю и внешнюю оценку качества образования образовательной деятельности и подготовки выпускников. Цель статьи — описание основных подходов к формированию фондов оценочных средств для проведения внутренней и внешней оценки качества образовательной деятельности образовательной организации. Данные подходы отвечают современным тенденциям сферы оценки качества высшего образования и являются необходимым условием подготовки конкурентоспособных выпускников. Методология исследования: автор использует аналитический и синтетический методы, а также системный подход. Автор приходит к следующим выводам: 1) вопрос разработки фондов оценочных средств в правовом аспекте недостаточно проработан; 2) следует соотносить разные типы заданий с уровнями сложности освоения результатов образовательной программы; 3) необходимо разрабатывать структуру фондов оценочных средств для формирования диагностической работы; 4) обоснована логическая взаимосвязь компетенций, индикаторов их достижения, результатов обучения и фондов оценочных средств. Научная и практическая значимость. Данное исследование раскрывает процесс разработки фондов оценочных средств, которые являются основой для оценки качества высшего образования. В статье автор излагает основные принципы формирования фондов оценочных средств по образовательным программам в целом, а также по дисциплинам (модулям) в частности, в том числе структуру их формирования, содержание, формы и типы. Рассматривается нормативное правовое обеспечение оценочных средств. В статье обоснована логическая взаимосвязь компетенций, индикаторов их достижения, результатов обучения и фондов оценочных средств. Также автор описывает основные требования к формулированию различных видов заданий, в том числе тестовых, а также критериев их оценивания.



Library

1. Попова В.Б. Нормативно-методическое обеспечение разработки программы практик по экономическим направлениям подготовки / В.Б. Попова // Наука и образование. 2020. Т.3. № 1. С. 47.
2. Шустова М.В. Профессиональная компетентность учителя / М.В. Шустова // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 60–64.
3. Харитонов А.О. Фонд оценочных средств в системе ФГОС ВО 3++ / А.О. Харитонов, Е.Б. Бусыгина, О.А. Никитина, И.М. Масленников // Необратимые процессы в природе и технике : труды Двенадцатой Всероссийской конференции (г. Москва, 31 января — 3 февраля 2023 г
4. Трайнев В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования: обобщение и практика / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. 2-е изд. Москва : Дашков и Ко, 2008. 294 с.
5. Рекомендации по применению профессиональных стандартов при разработке образовательных программ / О.М. Зайцева, П.Н. Новиков, Ю.Э. Волошановская [и др.]. Москва : Перо, 2023. 39 с.
6. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / В.А. Богословский, Е.Н. Караваева, Е.Н. Ковтун [и др.]. Москва : МИПК МГТУ им. Н. Э. Бауман
7. Похолков Ю.П. Менеджмент качества в вузе / Ю.П. Похолков, А.И. Чучалина. Москва : Логос, 2005. 206 с.
8. Попова В.Б. Фонд оценочных средств как элемент образовательной программы высшего образования и средство контроля формирования компетенций / В.Б. Попова, А.С. Лосева, В.В. Акиндинов // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования : м
9. Попова В.Б. Трансформация модели высшего образования под влиянием цифровизации / В.Б. Попова // Наука и образование. 2023. Т. 6. № 1. С. 113.
10. Башлакова О.И. Подходы к формированию цифровых компетенций и индикаторов их освоения обучающимися направлений подготовки высшего образования / О.И. Башлакова // Юридическое образование и наука. 2022. № 6. С. 3–11.
11. Повышение квалификации преподавателей вузов России в условиях реформирования высшей школы : обзорная информация / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина, Л.Н. Агеева. Москва : [б. и.], 2002. 48 с.
12. Новичкова Ю.Г. Фонды оценочных средств: понятие, нормативно-правовое регулирование / Ю.Г. Новичкова // Переход к образовательной деятельности в качестве образовательной организации высшего образования : материалы I учебно-методических сборов профессорско-
13. Новикова В.Б. Фонд оценочных средств как средство оценки и диагностирования обученности студентов / В.Б. Новикова, В.Г. Крымкова // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции (г. Кра
14. Медведева Т.В. Принципы проектирования фондов оценочных средств в соответствии с требованиями ФГОС ВО (3++) / Т.В. Медведева // Интеграция требований ФГОС ВО (3++) и профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ: новое содержание
15. Вдовина С.А. Проектирование фонда оценочных средств в условиях реализации новых образовательных стандартов / С.А. Вдовина, И.М. Кунгурова // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 108–112.
16. Башлакова О.И. Цифровые компетенции в системе высшего образования: проблемы формирования и освоения / О.И. Башлакова // Архитектура университетского образования: стратегические направления трансформации и новые модели развития : материалы V Национальной н
17. Башлакова О.И. Проблемы оценки универсальных компетенций / О.И. Башлакова // Юридическое образование и наука. 2021. № 12. С. 5–10.

Other articles