Published Date: 13.06.2024

Юридические ограничения в организации выборов и референдумов в условиях чрезвычайного положения: конституционно-правовой аспект

Annotation

Статья посвящена исследованию проблемы ограничений политических прав граждан в условиях чрезвычайного положения. Анализируя законодательство о выборах, референдуме и чрезвычайном положении, автор приходит к выводу, что конституционный законодатель вынужден использовать методы избираемости (дискреции), достаточности оснований (необходимости исключения произвольных решений), соразмерности, развернутого правового регулирования (оснований для введения, отмены и изменения режима чрезвычайного положения), разумной гибкости законодательной политики и адекватности правоприменительной практики. Лишь экстраординарные и чрезвычайные обстоятельства, которые объективно исключают свободу публичных мероприятий, дебатов, дискуссий, выступлений и распространения мнений о политике и решениях органов публичной власти, могут служить достаточным основанием, чтобы ввести чрезвычайное положение в стране или на ее отдельных территориях.



Library

1. Аникиенко С.А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами (по материалам межнациональных конфликтов) : автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.А. Аникиенко. Москва, 1994. 24 с.
2. Борисов И.Б. Избирательные права в системе прав человека и гражданина. Правовые приоритеты / И.Б. Борисов, В.И. Лысенко // Гражданин. Выборы. Власть. 2023. № 1 (27). С. 47–64.
3. Дворкин Р. О правах всерьез / Р. Дворкин ; перевод с английского М.Д. Лахути, Л.Б. Макеевой. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2004. 389 с.
4. Домрин А.Н. Новый Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» / А.Н. Домрин // Представительная власть – XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2004. № 3 (57). С. 31–33.
5. Жилина М.Л. Конституционно-правовые пределы ограничения политических прав и свобод граждан РФ в условиях чрезвычайного и военного положения / М.Л. Жилина // Правоохранительные органы: теория и практика. 2004. № 3. С. 81–86.
6. Ильясов М.-С.З. Административно-правовое регулирование общественных отношений при введении чрезвычайного положения в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.-С.З. Ильясов. Санкт-Петербург, 2006. 23 с.
7. Кодзокова Л.А. Особенности административно-правового регулирования отношений, возникающих при введении чрезвычайного положения в РФ / Л.А. Кодзокова, М.К. Кумышева // Евразийский юридический журнал. 2022. № 6 (169). С. 409–411.
8. Майдыков А.Ф. Действия органов внутренних дел и полиции при особом управлении территорией, на которой введено чрезвычайное положение / А.Ф. Майдыков, А.А. Майдыков // Оперативник (сыщик). 2012. № 3 (32). С. 42–44.
9. Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте миграционных процессов и борьбы с терроризмом : материалы международной научно-практической конференции (г. Елец, 12–13 октября 2006 г.) : сборник научных статей / члены редколлегии: Т.Н. Балашова
10. Рачев Д.Н. Механизм административно-правового обеспечения правового режима чрезвычайного положения / Д.Н. Рачев // Закон и право. 2020. № 1. С. 178–181.
11. Ухов В.Ю. Чрезвычайное положение как разновидность административно-правовых режимов / В.Ю. Ухов // Труды юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета : сборник научных статей. Вып. 14. Ставрополь : СевКавГТУ, 2006.
12. Шелегов Ю.В. О конституционно-правовых основах введения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации / Ю.В. Шелегов // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 3 (102). С. 45–55.

Other articles