Published Date: 14.12.2023

Методология педагогической поддержки в образовании личности

Annotation

Поставлена проблема образования личности сотрудника полиции в непрерывном образовании и определения методологического базиса для реализации в образовательном процессе задач обучения, воспитания и развития. В качестве методологической основы избран личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков), предполагающий в организации взаимодействия между субъектами образования следование принципам свободы самоопределения активности и ее педагогической поддержки. Целью настоящей публикации является анализ возможностей педагогической поддержки как методологического принципа проектирования личностно развивающих сред, позволяющего педагогическим субъектам фокусировать педагогические влияния не только на предметно-деятельностных характеристиках содержания образования, но и на развитии личностных функций обучающихся. Обозначенный подход позволяет реализовать идею опосредованного управления развитием личности сотрудника полиции, когда развитие, стимулируемое извне, становится саморазвитием. В результате исследования в концентрированном виде представляются педагогические условия, при соблюдении которых способность педагогического субъекта осуществлять поддержку как профессионально-личностная характеристика гуманистически направленной деятельности перерастает в принцип проектирования личностно развивающих образовательных сред. Практическая значимость исследования состоит в демонстрации возможностей личностно-ориентированного подхода в реализации задач развития личности сотрудника полиции в профессионально-служебных средах, отличающихся строгой иерархичностью отношений, доминирующей внешней детерминацией активности, избыточными ограничениями и высокой степенью ответственности за возможные профессиональные ошибки. При этом обеспечивается баланс интересов личности обучающегося в освоении содержания образования при поддержке инициативы и активности со стороны педагогического субъекта, ориентированного на предоставление широкого спектра возможностей обучающемуся для личностной самореализации в избранном виде деятельности. Научная значимость представленного материала состоит в представлении педагогической поддержки в качестве методологического принципа, позволяющего реализовать личностно-ориентированный подход в проектировании личностно-развивающих сред в системе непрерывного образования сотрудника полиции.



Library

1. Колесникова И.А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 1 (17). С. 22–32.
2. Колесникова И.А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования / И.А. Колесникова // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 4 (8). С. 14–36.
3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Москва : Педагогика, 1973. 423 с.
4. Сенько Ю.В. Образование в гуманитарной перспективе / Ю.В. Сенько. Барнаул : АлтГУ, 2011. 365 с.
5. Сериков В.В. Личностно-развивающая функция непрерывного образования / В.В. Сериков // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 1 (1). С. 29–39.
6. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: два десятилетия исканий / В.В. Сериков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 8 (62). С. 14–20.
7. Слободчиков В.И. Гуманитарно-политический кризис отечественного образования / В.И. Слободчиков // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 1 (41). С. 10–14.
8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. / К.Д. Ушинский ; редколлегия: А.М. Еголин, Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский. Москва : АПН РСФСР, 1948. 656 с.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; общее редактирование Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. Москва : Прогресс, 1990. 366 с.

Other articles