Дефекты диссертаций по теоретико-правовой проблематике и нестандартные приемы подачи результатов исследований
Annotation
Цель. Представить результаты обобщения и охарактеризовать дефекты диссертаций на соискание доктора и кандидата юридических наук по теоретико-правовой проблематике, а также нестандартные приемы подачи результатов диссертационных исследований, определить причины их воспроизводства и предложить меры по преодолению негативных практик. Методология: всеобщий диалектический метод познания, анализ, синтез, индукция, дедукция. Выводы. Анализ диссертаций, защищенных в последние пять-семь лет, показал увеличение количества диссертационных работ, в которых тема не соответствует уровню исследования (тема кандидатской диссертации сформулирована как тема докторской, и наоборот — тема докторской как название кандидатской). Возросло число диссертаций на соискание кандидата наук на темы, связанные с разработкой методологии юридической науки. Качество, теоретическая и практическая значимость этих работ оставляют желать лучшего по причине объективной научной незрелости авторов, слабого владения познавательным инструментарием и отсутствия надлежащего научного руководства. Эксперименты последних лет с привнесением в теоретико-правовые диссертационные исследования элемента междисциплинарности, не создают нового вклада в науку теории государства и права, как и диссертации по методологической тематике, ставят в сложное положение авторов диссертаций и диссертационные советы, в которых они были защищены. Из теоретико-правовых диссертационных исследований, прежде всего диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, почти совсем ушла эмпирика. Диссертанты в большинстве своем анализируют исключительно понятия и категории, но не закономерности, которые должны изучаться, осваиваться теоретико-правовой наукой. За пределами предмета диссертационных исследований оказались реальные процессы, тенденции, имеющие место в реальной жизни. Встречаются казусы, демонстрирующие вызывающие «образцы» культуры представления результатов исследования, включая соотнесение авторской точки зрения с научными позициями других ученых, а также необоснованное приобщение авторов диссертаций к научным результатам своих предшественников. Важным и необходимым условием недопущения тиражирования этих казусов являются дисциплина и ответственность всех участников подготовки и защиты диссертаций. Научная и практическая значимость. Представленные в статье авторские наблюдения, обобщения и выводы высвечивают проблемные зоны в области подготовки диссертаций по теоретико-правовой проблематике и могут послужить делу повышения качества диссертационных работ, уровня научных результатов, а также способствовать развитию научных основ правотворчества и правореализации, включая правоприменение, быть определенным ориентиром или памяткой для лиц, осуществляющих подготовку диссертации, а также планирующих приступить к этой работе.
Type | Article |
Information | Juridical Education and Science № 08/2023 |
Pages | 34-38 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-8-34-38 |