Published Date: 21.12.2022

Информационно-психологическое противодействие экстремизму в киберпространстве

Annotation

В статье рассматривается проблема распространения экстремистских идей через современные средства связи и в первую очередь через информационно-коммуникационную сеть Интернет. Интернет стал неотъемлемой частью обыденной жизни людей, возможностью активного общения в киберпространстве, которая тем не менее имеет, помимо созидательной составляющей, деструктивную, создавая угрозу заражения идеями экстремизма, а также вовлечения в экстремистскую деятельность преступных групп. На примере социальных сетей показаны способы распространения и заражения идеями экстремизма. Специфика опосредованного взаимодействия в виртуальном пространстве, а также возможности, создание форм, передача, оценка информации, имеющие место в социальных сетях, дают определенные возможности для преступников-экстремистов выявлять и вовлекать в преступную деятельность потенциальных жертв. Также в работе анализируются психологические особенности одной из групп риска вовлечения в экстремистскую деятельность — молодежи. Помимо обусловленных возрастом психологических особенностей данной группы, ее представители являются и наиболее активными пользователями социальных сетей, что дополнительно повышает уязвимость перед экстремистским информационно-психологическим воздействием. В работе приводятся психологические особенности лиц, осужденных за экстремистскую деятельность. Предлагаются пути противодействия распространению экстремистских идей в информационном пространстве.



Library

1. Бураева Л.А. О методах вербовки женщин террористическими организациями посредством сети Интернет / Л.А. Бураева // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2018. № 5. С. 190-193.
2. Быкадорова А.С. Экстремизация молодежной аудитории сети Интернет /А.С. Быкадорова, С.А. Чурилов, Е.В. Шаповалова // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 181–184.
3. Вилкова А.В. Основные этапы воспитательного воздействия и психокоррекционной работы с лицами, осужденными за экстремизм и терроризм / А.В. Вилкова, П.Н. Казберов // Антропогогика. 2022. № 2 (6). С. 5–10.
4. Казберов П.Н. Содержательные аспекты подготовки сотрудников к работе с лицами, осужденными за преступления экстремистской направленности / П.Н. Казберов // Антропогогика. 2022. № 2 (6). С. 16–21.
5. Ловпаче Ф.Г. Психологические особенности Интернет–аддикции как актуальная проблема современного мира / Ф.Г. Ловпаче // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2017. № 2 (198). С. 91–96.
6. Макарова Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет–преступления / Е.А. Макарова, Е.Л. Макарова, Е.А. Махрина // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 3. С. 293–311.
7. Усачева А.В. Психологические особенности интернет–коммуникаций /А.В. Усачева // Вестник университета. 2014. № 1. С. 277–281.

Other articles