Published Date: 06.06.2023

Финансирование расходов на содержание бездомных домашних животных — право или обязанность муниципальных образований?

Annotation

В настоящее время актуальным является вопрос о разграничении полномочий по финансированию расходов на содержание бездомных домашних животных между субъектами РФ и муниципальными образованиями. С одной стороны, законодательство не относит к вопросам местного значения деятельность по обращению с животными без владельцев, закрепляя за органами местного самоуправления право на осуществление такой деятельности, и, следовательно, у местного самоуправления не возникает обязанности по финансированию соответствующих расходов. С другой стороны, в силу ч. 1 ст. 231 Гражданского кодекса Российской Федерации безнадзорные домашние животные поступают в муниципальную собственность, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании таких животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них или если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, отказалось от приобретения в собственность содержащихся у него животных, и, следовательно, у муниципального образования возникает обязанность по финансированию расходов на содержание поступивших в их собственность животных. На основе анализа законодательства РФ, судебной практики, научной литературы делаются выводы: 1) об отсутствии законодательных пробелов, противоречий и коллизий между федеральными законами, регулирующими отношения по владению, пользованию и распоряжению безнадзорными домашними животными, включая обязанность муниципального образования по осуществлению расходов на их содержание за счет средств местного бюджета; 2) о наличии законодательно закрепленной обязанности муниципального образования по финансированию расходов на содержание безнадзорных домашних животных, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них и если лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, откажется от приобретения в собственность содержавшихся у него животных, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.



Library

1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой : постатейный / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор О.Н. Садиков. 3-е изд., испр., доп. и перераб. с использованием судебно-арбитражной практики. Москва : Юридиче
2. Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) / ответственный редактор Д.Б. Горохов. Москва : Юридическа
3. Микрюков В.А. Благо и бремя обладания животными на праве собственности / В.А. Микрюков // Законодательство и экономика. 2014. № 8. С. 48–55.
4. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / Т.Я. Ха
5. Хорьков В.Н. Некоторые аспекты местного нормотворчества в сфере содержания безнадзорных животных / В.Н. Хорьков, О.А. Заячковский // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 2. С. 60–64.
6. Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) / Г.Г. Ячменев // Арбитражные споры. 2016. № 3 (75). С. 97–118.

Other articles