Published Date: 30.05.2023

Взаимосвязь профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в области юриспруденции в части подготовленности юриста к аналитической работе

Annotation

Цель. В настоящей статье предпринимается попытка установления взаимосвязи между требованиями профессиональных стандартов в области юриспруденции и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО) к аналитической компетентности юриста. Методология: для проведения исследования использовались такие методы научного познания, как диалектический, анализ и синтез, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический и иные методы научного познания. Выводы. В профессиональной деятельности юриста все большее внимание уделяется осуществлению аналитических функций. Об этом свидетельствует проведенный анализ разработанных и принятых в настоящее время профессиональных стандартов в области юриспруденции. Выполнение юристом аналитических функций не представляется возможным без формирования еще на стадии обучения в вузе соответствующих аналитических компетенций и особого аналитического мышления. Действующие ФГОС ВО (уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры) предусматривают, с определенными особенностями, обязательные компетенции, которые связаны с формированием аналитических умений и навыков выпускника. С целью более эффективного формирования данных умений и навыков предлагается предусмотреть в учебных планах основных профессиональных образовательных программ для подготовки юристов специализированные дисциплины — «Правовая аналитика» или «Аналитическая юриспруденция». Научная и практическая значимость. Проведенное исследование позволяет привлечь внимание к проблемам ориентирования основных профессиональных образовательных программ подготовки будущих юристов на требования, которые содержатся в профессиональных стандартах в области юриспруденции. Выводы, полученные в рамках проведенного исследования, могут также быть использованы субъектами образовательной деятельности. В частности, речь идет об обновлении тематических планов читаемых дисциплин или включении в учебные планы новых специализированных дисциплин, содержание которых будет направлено на формирование должного уровня аналитической компетентности выпускника юридического вуза.



Library

1. Бурцева Е.В. К вопросу о применении юридических профстандартов / Е.В. Бурцева // E-Scio. 2020. № 2 (41). С. 107–110.
2. Данеев А.В. Аналитическая юриспруденция в исследовании юридических процессов / А.В. Данеев, Р.А. Данеев // Глагол правосудия. 2020. № 1 (23). С. 13–17.
3. Жевлакович С.С. К вопросу о формировании национально ориентированной, суверенной системы высшего образования Российской Федерации / С.С. Жевлакович // Юридическое образование и наука. 2023. № 1. С. 15–18.
4. Исаков В.Б. Право на аналитику / В.Б. Исаков // Гражданин. Выборы. Власть. 2018. № 4. С. 116–135.
5. Колоткина О.А. Аналитические компетенции и аналитическая компетентность юриста: понятие, содержание, соотношение / О.А. Колоткина // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений : сборник научных статей по итогам работы кругл
6. Понкин И.В. Понятие «аналитика» / И.В. Понкин // International Journal of Open Information Technologies. 2019. № 10. С. 9–13.
7. Ягофарова И.Д. Интересы государства, общества и личности: грани соотношения / И.Д. Ягофарова // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 2. С. 203–208.

Other articles