Published Date: 10.04.2023

Форма получения образования и форма обучения: поиск дефиниций и соотношения понятий

Annotation

Цель. Критически проанализировать понятийный аппарат ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; оценить содержание и установить соотношение понятий «форма получения образования» и «форма обучения»; классифицировать формы получения образования. Методология: диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический. Выводы. Обоснована необходимость замены понятия «форма обучения» на понятие «форма получения образования». Под формой получения образования следует понимать совокупность условий, характеризующих систему организации процесса освоения образовательной программы: организатор процесса; доминирующий способ передачи и формирования знаний, умений, навыков, мера самостоятельности обучающегося и интенсивности контроля над освоением образовательной программы; степень изъятия обучающегося из структуры занятости. По этим же критериями может быть построена классификация форм получения образования. «Форма организации обучения» есть понятие педагогическое, она характеризует этап образовательного процесса. Форма получения образования есть понятие юридическое, характеризует организацию образовательного процесса в целом. Предусмотренные отраслевыми актами фактические составы оснований возникновения правоотношений, использующие понятие «форма обучения», нуждаются в пересмотре в пользу указания на классификационную принадлежность формы получения образования, значимую для соответствующих отношений. Научная и практическая значимость. Авторские выводы могут быть использованы для целей законотворческой деятельности, а также для дальнейших научных педагогических и юридических исследований.



Library

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань : Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения становится массовой практикой // В.К. Дьяченко // Народное образование. 2008. № 1. С. 191–197.
3. Жалолова И.М. Определение понятий «форма обучения» и «метод обучения» / И.М. Жалолова, Н.Р. Жалолов // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности : материалы 10-й международной научно-практической конференции (г
4. Козырин А.Н. Образовательное право России : учебник / А.Н. Козырин, Т.Н. Трошкина. Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 799 с.
5. Махмутов М.И. Избранные труды. В 7 томах / М.И. Махмутов ; составитель Г.И. Ибрагимов. Т. 4. Современный урок и педагогические технологии развития мышления / составитель Д.М. Шакирова. Казань : Магариф-Вакыт, 2016. 375 с.
6. Сахновская О.Е. Методы, технологии, формы обучения: понятия и взаимосвязь / О.Е. Сахновская, М.М. Новик // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды : материалы II национальной межвузовской научно-методическ
7. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / М.И. Чередов. Москва : Просвещение, 1987. 150 с.

Other articles