Форма получения образования и форма обучения: поиск дефиниций и соотношения понятий
Annotation
Цель. Критически проанализировать понятийный аппарат ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; оценить содержание и установить соотношение понятий «форма получения образования» и «форма обучения»; классифицировать формы получения образования. Методология: диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический. Выводы. Обоснована необходимость замены понятия «форма обучения» на понятие «форма получения образования». Под формой получения образования следует понимать совокупность условий, характеризующих систему организации процесса освоения образовательной программы: организатор процесса; доминирующий способ передачи и формирования знаний, умений, навыков, мера самостоятельности обучающегося и интенсивности контроля над освоением образовательной программы; степень изъятия обучающегося из структуры занятости. По этим же критериями может быть построена классификация форм получения образования. «Форма организации обучения» есть понятие педагогическое, она характеризует этап образовательного процесса. Форма получения образования есть понятие юридическое, характеризует организацию образовательного процесса в целом. Предусмотренные отраслевыми актами фактические составы оснований возникновения правоотношений, использующие понятие «форма обучения», нуждаются в пересмотре в пользу указания на классификационную принадлежность формы получения образования, значимую для соответствующих отношений. Научная и практическая значимость. Авторские выводы могут быть использованы для целей законотворческой деятельности, а также для дальнейших научных педагогических и юридических исследований.
Type | Article |
Information | Juridical Education and Science № 04/2023 |
Pages | 13-19 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2023-4-13-19 |