Published Date: 20.03.2023

Киберспорт vs компьютерный спорт: к вопросу о понятийном аппарате

Annotation

В статье рассмотрены особенности киберспорта, а также проведено разграничение указанного понятия с термином «компьютерный спорт». Сделан вывод о том, что термин «компьютерный спорт» в большей степени является категорией публичного права и не отражает фактического использования в процессе проведения кибернетических соревнований результата интеллектуальной деятельности, которым является видеоигра. Обозначено, что киберспорт отличает от компьютерного спорта тем, в каком формате, а не на каком оборудовании проводятся соревнования, а именно — что соревнования проводятся в виртуальном пространстве (виртуальном мире), в котором пользователями совершаются необходимые действия. Обосновывается, что не любая игра может составлять основу киберспорта, а только многопользовательская онлайн-игра, так как именно она отвечает такому критерию, как общее игровое поле. Сделан вывод о сложном характере отношений, составляющих киберспорт, которые имеют самостоятельное правовое регулирование. Отмечается, что данные отношения находятся на стыке публичного и частного права: нормы публичного (спортивного) права регулируют порядок проведения соревнований, а также правовой статус спортсменов, а нормы частного права устанавливают особенности использования при проведении соревнований объекта интеллектуальной собственности — видеоигры.



Library

1. Архипов В.В. Киберспортивное право: миф или реальность? / В.В. Архипов // Закон. 2018. № 5. С. 80–92.
2. Васильев А.А. Термин «компьютерная игра»: опыт междисциплинарного анализа / А.А. Васильев, Ю.В. Печатнова // Пролог: журнал о праве. 2021. № 2. С. 131–138.
3. Гончаренко Д.И. Сущность и содержание понятий «киберспорт» и «компьютерный спорт» / Д.И. Гончаренко, А.П. Бровкин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. № 2. С. 84–91.
4. Демченко М.В. Правовое регулирование киберспорта в России и за рубежом / М.В. Демченко, А.Д. Шведова // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 2 (27). С. 88–93.
5. Рожкова М.А. Современная компьютерная игра — это не программа для ЭВМ / М.А. Рожкова // Zakon.ru. 2021. 15 ноября.
6. Сутырина Е.В. Киберспорт: право и бизнес / Е.В. Сутырина // Отечественная юриспруденция. 2019. № 1 (33). С. 13–19.
7. Тарасенко В.А. Компьютерный спорт: откуда корни растут. Историко-социологический экскурс / В.А. Тарасенко // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Т. 10. № 5–2. С. 147–156.

Other articles