Published Date: 06.02.2023

Правовой инструментарий достижения сбалансированности бюджета: новые акценты и тренды

Annotation

Происходящие в последние годы в России политические и экономические процессы — необходимость ликвидации последствий новой коронавирусной инфекции, начало в феврале 2022 года специальной военной операции (далее — СВО), введение антироссийских санкций со стороны недружественных государств — привели к трансформации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего федерального бюджета. В результате проведенной систематизации правовых норм выделяются три правовых блока норм, регулирующих общественные отношения в сфере сбалансированности бюджетов. Особое внимание уделяется анализу положений в сфере управления дефицитом бюджета и закрепляющих «бюджетное правило», включая правовые предписания, устанавливающие количественные ограничения дефицитов бюджетов, виды источников финансирования дефицита бюджетов, порядок формирования и использования суверенного фонда РФ — Фонда национального благосостояния (далее — ФНБ). На основе анализа изменений бюджетного законодательства и положений программных документов Российской Федерации делается вывод о том, что основной акцент при модернизации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов законодателем сделан на «бюджетном правиле», которое в новом формате возвращается в правовое поле в 2023 году. В качестве трендов трансформации правового инструментария достижения сбалансированности бюджетов отмечены: увеличение видового разнообразия источников финансирования дефицитов бюджетов, расширение направлений использования средств ФНБ за счет разрешения размещения в государственные ценные бумаги России, смягчение количественных ограничений для дефицитов региональных и местных бюджетов. Кроме того, формулируются предложения по совершенствованию бюджетного законодательства России.



Library

1. Поветкина Н.А. Понятие и правовые меры обеспечения сбалансированности бюджета / Н.А. Поветкина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. 2015. Т. 11. № 3. С. 66–77.
2. Шмиголь Н.С. Управление нефтегазовыми доходами бюджета на основе бюджетных правил: опыт России и Казахстана / Н.С. Шмиголь, М.Н. Фешина // Финансовая жизнь. 2020. № 1. С. 97–100.
3. Швандар К.В. «Голландская болезнь»: применение бюджетного правила и роль структурных реформ / К.В. Швандар, В.Ю. Черкасов, Т.Ф. Бурова // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 5 (39). С. 20–32.
4. Чалова А. Бюджет стимулирования экономического роста, или Как не выйти за рамки бюджетного правила / А. Чалова, Э. Омшанова // Федерализм. 2018. № 4 (92). С. 115–133.
5. Хабриева Т.Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого / Т.Я. Хабриева, А.Я. Капустин // Вестник Российской академии наук. 2019. Т. 89. № 1. С. 3–9.
6. Солянникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки / С.П. Солянникова // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-2 (33). С. 91–96.
7. Рябова Е.В. Правовое регулирование стадии составления проекта федерального бюджета в Российской Федерации : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.В. Рябова. Москва, 2010. 22 с.
8. Риски финансовой безопасности: правовой формат : монография / О.А. Акопян [и др.] ; ответственные редакторы И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. Москва : ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2018. 303 с.
9. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности : монография / О.А. Акопян [и др.] ; ответственные редакторы И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. Москва : ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2019. 238 с.
10. Понкратов В.В. Бюджетные правила в отношении конъюнктурных сырьевых доходов: российская практика и направления совершенствования / В.В. Понкратов, А.С. Поздняев, А.Н. Воронцов // Финансовая жизнь. 2019. № 3. С. 83–86.
11. Поветкина Н.А. Правовой режим и значение суверенных фондов Российской Федерации / Н.А. Поветкина // Журнал российского права. 2016. № 6 (234). С. 100–115.
12. Горлова О.С. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета: анализ правовых основ и механизма / О.С. Горлова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 45 (135). С. 22–31.
13. Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы) / М.И. Пискотин. Москва : Юридическая литература, 1971. 312 с.
14. Мусаев Р. «Бюджетное правило» в России: опыт и перспективы / Р. Мусаев, А. Малахов // Экономическая политика. 2014. № 6. С. 161–170.
15. Леднева Ю.В. Covid-19: финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / Ю.В. Леднева // Финансовое право. 2022. № 1. С. 12–16.
16. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. 2017. № 6 (246). С. 69–79.
17. Кудряшова Е.В. Принцип финансовой обеспеченности публичного планирования в Российской Федерации / Е.В. Кудряшова // Финансовое право. 2010. № 7. С. 11–14.
18. Кудряшова Е.В. Бюджетная реформа и совершенствование юридической техники бюджетного законодательства / Е.В. Кудряшова // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 8. С. 38–40.
19. Кудрин А. Субнациональные бюджетные правила: зарубежный и российский опыт / А. Кудрин, А. Дерюгин // Экономическая политика. 2018. Т. 13. № 1. С. 8–35.
20. Кавкаева К.П. Дополнительные нефтегазовые доходы как источник формирования Фонда национального благосостояния: новеллы и проблемы правового регулирования в период пандемии Covid-2019 / К.П. Кавкаева // Финансовое право. 2021. № 7. С. 45–48.
21. Заливалов Н.В. Бюджетный профицит. Дефицит бюджета / Н.В. Заливалов, Н.А. Маркова // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2014. № 40. С. 200–202.

Other articles