Published Date: 27.11.2025

Возможности родительского просвещения как средства решения проблем при введении оценки поведения в общеобразовательных организациях

Annotation

Цель. На данном этапе развития образовательной практики введение системы оценивания поведения обучающихся в образовательных организациях становится необходимой мерой, однако существует ряд вопросов, а также опасений как со стороны педагогов, так и родительской общественности. Данная ситуация определила цель статьи — выявление основных направлений работы с родительским сообществом по вопросу оценивания поведения в образовательных организациях. В статье представлены результаты исследования мнения педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся о целесообразности введения такой дисциплинарной практики, как оценивание поведения школьников. По итогам опроса профессионального и родительского сообществ определены риски, на минимизацию которых может быть направлена работа в области родительского просвещения, намечены основные пути решения выявленных проблем. Методология: в качестве методологической основы исследования выступает с истемный подход. Методы исследования: анализ научной литературы по вопросам оценивания поведения и дисциплины в образовательной организации; проведение онлайн-опроса педагогов общеобразовательных организаций и родителей обучающихся; анализ и обобщение полученных данных. Выводы. Результаты исследования подтверждают, что введение оценки поведения обучающихся как дисциплинарной практики целесообразно и может стать инструментом улучшения дисциплины в школе. Однако ряд проблемных аспектов, выявленных в ходе проведенного опроса, требует дальнейшего изучения, а сама система оценивания может быть усовершенствована по итогам исследований. Научная и практическая значимость состоит в обобщении и систематизации данных, полученных в результате изучения мнения профессионального и родительского сообществ относительно целесообразности применения оценивания поведения обучающихся как дисциплинарной практики; определении основных проблем, возникающих при введении такой дисциплинарной практики. Результаты исследования могут быть использованы в работе органов исполнительной власти всех уровней, научных и образовательных организаций, занимающихся поиском эффективных решений проблем школьной дисциплины.



Library

1. Болдырев Н. Директор — организатор воспитательной работы / Н. Болдырев // Народное образование. 1955. № 1. С. 42–44.
2. Ичетовкина Н.М. Теоретическое обоснование вопросов школьной дисциплины в работах современных отечественных авторов / Н.М Ичетовкина. // Педагогика и психология образования. 2022. № 2. С. 47–60. DOI: 10.31862/2500-297X-2022-2-47-60
3. Макаренко А.С. Дисциплина и режим // Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. Т. 1 / А.С. Макаренко ; ответственный редактор И.А. Каиров ; составитель Л.Ю. Гордин. Москва : Педагогика, 1977. 397 с.
4. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа : сборник документов 1917–1973 гг. / ответственный редактор А.А. Абакумов. Москва : Педагогика, 1974. 558 с.
5. Патрикеева Э.Г. Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся / Э.Г. Патрикеева, А.Н. Гаращенкова // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 301–305.
6. Синельникова Н.А. Формирование дисциплинированности студентов вуза средствами физической культуры / Н.А. Синельникова, В.А. Питкин, О.А. Снимщикова, Д.А. Романов // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2014. № 5. С. 130–139.
7. Фомина Н.И. Воспитание сознательной дисциплины как условие формирования гражданственности младших школьников / Н.И. Фомина // Социальная среда как фактор гражданского воспитания : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным уча
8. Шлюбуль Е.А. Квалиметрическая оценка дисциплинированности студентов вуза / Е.А. Шлюбуль, Н.А. Синельникова, М.Л. Романова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. № 7 (89). С. 145–150.

Other articles