Published Date: 04.12.2025

Правовая неопределенность статуса «информационный посредник» и риски солидарной ответственности маркетплейсов

Annotation

Статья посвящена исследованию вопроса о возможных рисках привлечения маркетплейсов к солидарной ответственности за нарушения интеллектуальных прав, совершаемых продавцами на онлайн-площадках. Установлено, что при рассмотрении данной категории дел, в первую очередь, суды определяют правовой статус маркетплейса, а конкретно — является ли торговая площадка информационным посредником в конкретных условиях разбирательства. Авторы приходят к выводу о недостаточности перечня признаков, характеризующих статус «информационный посредник», и предлагают варианты их конкретизации. Авторами выработан ряд рекомендаций правового характера, реализация которых будет способствовать снижению риска привлечения маркетплейса к солидарной ответственности.



Library

1. Аксенов В.А. Правовая природа маркетплейсов / В.А. Аксенов, С.В. Одинцов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2024. № 1. С. 5–21.
2. Ворожевич А.С. Споры по нарушениям исключительных прав на товарные знаки в маркетплейсах / А.С. Ворожевич // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2021. № 2 (32). С. 133–141.
3. Гущин В.В. Ответственность за нарушение интеллектуальных прав на маркетплейсах / В.В. Гущин // Образование и право. 2024. № 9. С. 169–173.
4. Лепешин Д.А. Ответственность маркетплейса – информационного посредника / Д.А. Лепешин, П.И. Петкилев // Цивилист. 2025. № 4 (56). С. 14–20.
5. Лоренц Д.В. Информационные посредники (провайдеры) в России и зарубежных странах: природа, сущность и типология / Д.В. Лоренц // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 5. С. 136–163.
6. Титов И.Е. Ответственность маркетплейсов за нарушение исключительных прав на товарные знаки в России и Германии / И.Е. Титов // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2025. № 2 (48). С. 97–115.

Other articles