Published Date: 04.12.2025

Доминирующее положение цифровых платформ: понятие и правовые аспекты антимонопольного регулирования

Annotation

В настоящей статье рассмотрены особенности установления доминирующего положения цифровых платформ. Сопоставлены подходы зарубежного и российского законодательства к установлению доминирующего положения в сфере использования цифровых платформ. Также раскрывается сущность сетевого эффекта, как именно могут цифровые платформы ограничивать конкуренцию, используя сетевые эффекты в своей деятельности. Отмечаются правовые пробелы регулирования доминирующего положения в сфере использования цифровых платформ. В данной работе проводится анализ научных и юридических источников по вопросам, связанным с доминирующим положением в сфере использования цифровых платформ. Кроме того, подчеркивается необходимость осуществления осторожного подхода к решению проблем в этой сфере, чтобы не препятствовать развитию цифровой экономики. Важно оценивать негативные последствия не только для конкуренции в целом, но и для предпринимателей и потребителей, в частности. Деятельность цифровых платформ имеет свою специфику, это положение отмечено в настоящей статье, автором она учтена при написании настоящей работы.



Library

1. Арутюнян А.А. Европейский Акт о цифровых рынках: обзор / А.А. Арутюнян // Zakon.ru. 2021. 25 октября.
2. Головина Т.А. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем / Т.А. Головина, А.В. Полянин, И.Л. Авдеева // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 551–564.
3. Егорова М.А. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта как правовой аналог его рыночной власти / М.А. Егорова // Юрист. 2016. № 1. С. 5–13.
4. Петров А.В. Сетевые эффекты и недобросовестная конкуренция на рынках цифровых платформ: дело Avito против Auto.ru / А.В. Петров // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 43–50.
5. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник. В 2 томах / ответственные редакторы: Е.П. Губин, П.Г. Лахно. Т. 1 / Е.П. Губин, П.Г. Лахно, В.А. Вайпан [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. 806 с.
6. Рубцова Н.В. Антимонопольное регулирование как основное направление нормативного регулирования предпринимательской деятельности / Н.В. Рубцова // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 8. С. 126–135.
7. Юсупова Г.Ф. Границы рынка и особенности конкуренции на рынках услуг Visa и MasterCard: уроки применения антимонопольного законодательства / Г.Ф. Юсупова, К.А. Сухорукова // Современная конкуренция. 2014. № 6. С. 31–49.
8. Юсупова Г.Ф. ФАС против Google: экономический анализ для особых рынков / Г.Ф. Юсупова // Экономическая политика. 2016. № 6. С. 82–99.
9. Kanter J. European Regulators Fine Microsoft, Then Promise to Do Better / J. Kanter // The New York Times. 2013. 06 Marth.
10. The Global 2000. 2023 / A. Murphy, H. Tucker // Forbes. URL: <a href="https://www.forbes." target="_blank">https://www.forbes.</a> com/lists/global2000/?sh=3f630d365ac0 (date of access: 30.05.2025).
11. Tucker C. Network Effects and Market Power: What Have We Learned in the Last Decade? / C. Tucker // Antitrust. 2018. Vol. 32. Iss. 2. P. 72–79.

Other articles