Published Date: 25.09.2025

Взаимодействие законодательства о недвижимом имуществе и об интеллектуальной собственности: на примере наименований места происхождения товаров и географических указаний

Annotation

Правовые вопросы недвижимости обнаруживаются во многих отраслях права и отраслях законодательства, в том числе и в законодательстве об интеллектуальной собственности. Так, понятие «географический объект» взаимодействует через входящие в него категории, в частности «порты», инфраструктура которых может быть объектами недвижимости и объектами средств индивидуализации. Наименование недвижимого имущества, в границах которого производится товар, может представлять собой наименование места происхождения товаров или географическое указание. В статье анализируются понятия «географический объект», «наименование места происхождения товаров» и «географическое указание», выделяются признаки этих средств индивидуализации, их отличие от товарных знаков, а также отличия между собой. Отмечается большое значение правовой охраны наименований мест происхождения товаров и географических указаний для развития бизнеса региональных производителей, защиты прав и интересов потребителей, экономического и культурного развития государства в целом. Рассматриваются основания для возникновения правовой охраны региональных брендов, раскрываются существо их правовой охраны, порядок приобретения исключительных прав на них, содержание и срок действия исключительных прав. Автором подняты также вопросы о правовой охране на территории России наименований мест происхождения товаров и географических указаний географических объектов, расположенных на территории иностранных государств.



Library

1. Долинская В.В. Гражданское право: объекты прав / В.В. Долинская, Е.А. Моргунова, О.М. Шевченко ; ответственные редакторы В.В. Долинская, В.В. Слесарев. Москва : Проспект, 2017. 128 с.
2. Моргунова Е.А. Исключительное право в гражданском обороте : учебное пособие / Е.А. Моргунова, Н.М. Фролова. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. 496 с.
3. Рузакова О.А. Географические указания как средство индивидуализации товаров: перспективы развития российского законодательства / О.А. Рузакова, А.И. Пирогова // Экономика. Право. Общество. 2018. № 4 (16). С. 6–11.

Other articles