Публичный порядок для целей исполнения (отмены) решений третейских судов как конституционно-правовое понятие: постановка проблемы
Annotation
В настоящей статье проанализировано понятие «публичный порядок» как конституционно-правовая категория для определения пределов полномочий арбитра. Такая оценка связана с вопросом исполнения или отмены решений арбитражных трибуналов. В частности, изучена судебная практика российских судов, которая определяет понятие «публичный порядок» через конституционно-правовую категорию «фундаментальные правовые начала (принципы)», что подтверждает тезис по конституционализации отраслевых норм, в том числе норм о публичном порядке. В свою очередь, категория «фундаментальные правовые начала (принципы)» формулируется различным образом, что подтверждает изменчивость данной категории и необходимость в изучении ее содержания. Также автор подтверждает тезис о возможности определения понятия «публичный порядок» через категорию «фундаментальные начала (принципы) российского права». Так, использование понятия «публичный порядок» способствует сближению российского права с международными стандартами и уточнению целей нормы о публичном порядке. Тем самым законодатель указывает на фундаментальность нарушений (в свете конституционноправового характера), являющихся основаниями для отмены арбитражного решения/отказа в приведении его в исполнение. Однако в доктрине в меньшей степени рассмотрены конституционные принципы, на основании которых могут быть выделены фундаментальные правовые начала (принципы), а также исследования по их сравнению с международными стандартами толкования публичного порядка.
Type | Article |
Information | Russian Judge № 09/2025 |
Pages | 8-12 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2025-9-8-12 |