Published Date: 04.09.2025

Кибербуллинг как фактор подростковой преступности: международный опыт противодействия

Annotation

В статье представлен комплексный анализ международного опыта борьбы с кибербуллингом, охватывающий как законодательные меры (на примере Новой Зеландии, Японии и США), так и инновационные образовательные программы. Особое внимание уделено статистике роста кибербуллинга среди несовершеннолетних, включая данные о всплеске случаев во время пандемии. Автор подробно рассматривает эффективные стратегии противодействия — от юридических санкций до профилактических мер.



Library

1. Агададашов Д. СМИ в Новой Зеландии запретили троллинг / Д. Агададашов // REPORT. Информационное агентство. 2015. 7 августа.
2. Дейнека О.С. Кибербуллинг и виктимизация: обзор зарубежных публикаций / О.С. Дейнека, Л.Н. Духанина, А.А. Максименко // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 273–292.
3. Колева М. Кибербуллинг в японских школах: что говорят данные о проблеме травли в Японии / М. Колева, Д. Устюжанина // Системный Блокъ. 2024. 11 июня.
4. Кривцова С.В. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия / С.В. Кривцова, А.Н. Шапкина, А.А. Белевич // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97–119.
5. Молчанова Д.В. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова // Современная аналитика образования. 2020. № 1 (31). С. 1–72.
6. Родионов А.Е. Современное международно-правовое регулирование кибербуллинга в отношении защиты прав детей / А.Е. Родионов // Международное право. 2025. № 1. С. 13–35.
7. Ang, R.P. Adolescent cyberbullying: A review of characteristics, prevention and intervention strategies / R.P. Ang // Aggression and Violent Behavior. 2015. Vol. 25. Part A. P. 35–42.
8. Ansary, N.S. (2020). Cyberbullying: Concepts, theories, and correlates informing evidence-based best practices for prevention / N.S. Ansary // Aggression and Violent Behavior. 2020. Vol. 50. Art. 101343. <a href="https://doi.org/10.1016/j.avb.2019.101343." target="_blank">https://doi.org/10.1016/j.avb.2019.101343.</a>
9. Baldry, A.C. Evaluation of an intervention program for the reduction of bullying and victimization in schools / A.C. Baldry, D.P. Farrington // Aggressive Behavior. 2004. Vol. 30. Iss. 1. P. 1–15. DOI: 10.1002/ab.20000
10. Burger, C. How teachers respond to school bullying: An examination of self-reported intervention strategy use, moderator effects, and concurrent use of multiple strategies / C. Burger, D. Strohmeier, N. Sproeber, Sh. Bauman // Teaching and Teacher Educati
11. Houlston, C. Investigating the extent and use of peer support initiatives in English schools / C. Houlston, P.K. Smith, J. Jessel // Educational Psychology. 2009. Vol. 29. Iss. 3. P. 325–344.
12. Onega, R. 9 SAVE model: an anti-bullying intervention in Spain / R. Onega, R. Del Rey, J.A. Mora-Merchdn // Bullying in schools: how successful can interventions be? / eds. by P.K. Smith, D. Pepler, K. Rigby. Cambridge : Cambridge University Press, 2004.

Other articles