Published Date: 04.09.2025

К вопросу профессиональной подготовки осужденных подростков

Annotation

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся будущей профессии. Методические изыскания направлены на поиск мотива, форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. В статье выявлены психологические условия, определяющие развитие положительной мотивации на получение профессии и получение у осужденных подростков профессиональных знаний. Для подтверждения гипотезы было организовано и проведено исследование уровня мотивации учения и мотивов на получение профессии. Цель исследования – изучить мотивационный компонент обучения осужденных подростков. В исправительных учреждениях организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Актуальность проблемы связана с увеличением требований к уровню подготовки осужденных подростков к трудовой деятельности. Совершенствование личности и создание условий для получения профессии в местах лишения свободы являются формированием мотивации. Цель работы – изучение мотивации к профессиональной подготовке осужденных подростков и подготовленности к освобождению. Как и все граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, имеют право на получение профессионального образования. В соответствии со ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Образовательный процесс в исправительных учреждениях осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».



Library

1. Акмеология. Методологические и методические проблемы. Вып. 19 / под редакцией Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2012. 98 с.
2. Акмеология. Методологические и методические проблемы. Вып. 26 / под редакцией Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. Санкт-Петербург : Центр стратегических исследований, 2015. 80 с.
3. Акопов Г.В. Социальная психология высшего образования / Г.В. Акопов ; под редакцией А.Л. Свенцинского. Москва : Издательство Московского педагогического института, 1993. 212 с.
4. Бакурадзе А. Ведущий мотив – достижение успеха / А. Бакурадзе // Директор школы. 2009. № 6. С. 20–24.
5. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности. 2000. № 4. С. 130–138.
6. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. 2000. № 4. С. 33–41.
7. Врублевская М.М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. Москва : МаГУ, 2004. 80 с.
8. Забродин Ю.М. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры / Ю.М. Забродин // Школа и производство. 1999. № 6. С. 86–91.
9. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 787–792.
10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. Москва : Педагогика, 1992. 306 с.
11. Ольшанский В. Старшеклассник в изменяющемся мире: Социологическое исследование / В. Ольшанский // Народное образование. 2000. № 3. С. 117–120.

Other articles