Published Date: 18.06.2025

Биржа как организатор торговли: цель деятельности, значение биржевых котировок

Annotation

В статье рассматриваются основные правовые вопросы организации биржевой торговли с точки зрения цели деятельности биржи как особого организатора торгов (котировка биржевого товара), средств осуществления такой деятельности (совершение биржевых сделок), а также вопрос о значении биржевых котировок для целей контроля рыночного характера цены внебиржевых сделок государственными органами (налоговыми, антимонопольными, следственными и др.). Отмечается, что целью классической биржи, в отличие от других организаторов торгов, нацеленных непосредственно на торговлю реальным товаром, является котировка биржевого товара, т.е. определение средневзвешенной цены стандартизированного товара, допущенного к торгам (биржевого товара). Сделки, совершаемые на бирже, — это не столько цель деятельности биржи (кроме случаев купли-продажи реального товара), сколько средство определения цены биржевого товара, стандартизированного по количеству и качеству (лот). При этом котировка биржевого товара является одним из возможных ориентиров для цен по конкретным внебиржевым сделкам, которые учитывают также количественные и качественные особенности предмета такой сделки и текущие издержки сторон договора. Соответственно, контролирующие государственные органы, каждый в соответствии с целью своей контрольной деятельности, в случаях, предусмотренных законом, вправе проверять рыночный характер цены внебиржевой сделки, ориентируясь на биржевую котировку соответствующего товара.



Library

1. Башлаков-Николаев И.В. О режиме обязательной продажи товаров на бирже, основаниях, целях и возможных последствиях его введения / И.В. Башлаков-Николаев // Конкурентное право. 2022. № 4. С. 28–33.
2. Бодренков В.А. Ориентиры формирования экономически обоснованной цены в контексте антимонопольного правоприменения / В.А. Бодренков // Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках Российской Федерации : монография / члены редакционной к
3. Голомолзин А.Н. Организованные (биржевые) торги и ценовые индикаторы как инструменты эффективных товарных рынков, государственной политики и международного сотрудничества / А.Н. Голомолзин // Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынка
4. Курдин А. Как внедрение биржевых механизмов на товарных рынках влияет на конкуренцию / А. Курдин // Конкуренция и право. 2021. № 2. С. 56–58.
5. Попондопуло В.Ф. Развитие конкуренции и фактор ценообразования: экономические и юридические аспекты / В.Ф. Попондопуло // Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений : монография / члены редакционной коллегии: В.В. Гриб,

Other articles