Published Date: 15.05.2025

Перспективы развития сотрудничества по линии технического и профессионального образования в рамках БРИКС

Annotation

Цель. Выявление возможностей для активизации международного взаимодействия по линии технического и профессионального образования и подготовки (ТПОП) между странами БРИКС является актуальной задачей для России в контексте достижения стратегических приоритетов развития системы обучения технических кадров в Российской Федерации, которые обозначены в федеральном проекте «Профессионалитет». Крупнейшие партнеры России по ассоциации — Бразилия, Китай, Индия и ЮАР — в настоящее время реализуют программы по обновлению своих систем профобразования, что свидетельствует о наличии с их стороны интереса в кооперации. Создание новых форматов сотрудничества даст стимул для расширения торгового и промышленного взаимодействия внутри объединения. Методология: системный подход, структурно-функциональный анализ, факторный анализ, анализ документов, сравнительный анализ. Выводы. В целях ускорения развития сотрудничества членов БРИКС в области подготовки технических кадров следует рассмотреть работу по следующим четырем направлениям: 1) активизация информационной кампании по росту осведомленности о карьерных возможностях после прохождения программ ТПОП; 2) внедрение стипендиальных инструментов при поддержке как правительств стран БРИКС, так и промышленных предприятий; 3) запуск новых форматов обмена обучающимися; 4) создание комплексного индикатора для анализа тенденций в отрасли. Научная и практическая значимость. Исследование выявило и сопоставило основные особенности процессов обновления систем профобразования пяти ведущих стран БРИКС. Были зафиксированы ключевые проблемы на пути расширения взаимодействия по линии ТПОП. Предлагаемые выводы имеют практическое наполнение и вносят вклад в определение возможностей для развития сотрудничества в сфере профобразования внутри БРИКС при ведущей роли России.



Library

1. Chenoy, D. Aligning skills with jobs / D. Chenoy // Journal of Development, Policy and Practice. 2022. Vol. 2 (1). P. 71–95.
2. Ganter de Otero, J.P. About the Roles of TVET in the Brazilian System of Innovation / J.P. Ganter de Otero // International Journal of Vocational Education Studies. 2024. Vol. 1. P. 57–61.
3. Lamba, R. Dynamism with Incommensurate Development / R. Lamba, A. Subramanian // The Journal of Economic Perspectives. 2020. Vol. 34 (1). P. 3–30.
4. Li, J. International Transfer of Vocational Education and Training: A Literature Review / J. Li, M. Pilz // Journal of Vocational Education & Training. 2021. Vol. 4. P. 1–34.
5. Maitra, S. Uncertain itineraries: dual system of training and contemporary TVET reforms in India / S. Maitra, S. Matira, M. Thakur // Journal of Vocational Education & Training. 2024. Vol. 3 (76). P. 567–570.

Other articles