Общественное здоровье как конституционная категория
Аннотация
В статье исследуется понятие общественного здоровья как конституционной категории, осуществляется поиск правового механизма достижения оптимальных показателей общественного здоровья российских граждан. Выяснено, что общественное здоровье является сложным понятием, широко использующимся в различных научных сферах. Оно рассматривается как ценность, как экономический, трудовой, демографический потенциал общества, обеспечивающий национальную безопасность и развитие государства. Предлагается авторское определение общественного здоровья. Подчеркивается необходимость формирования ответственного отношения граждан к своему здоровью, но не с помощью введения обеспечительных мер юридической обязанности заботиться о своем здоровье. Следует активно развивать межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, спорта по формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью с целью его сохранения и укрепления, а также активного долголетия граждан.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридический мир № 04/2025 |
Страницы | 18-23 |
DOI | 10.18572/1811-1475-2025-4-18-23 |
Закрепление в п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в 2020 г. новой конституционно-правовой категории «общественное здоровье» актуализировало государством его значимость, ввело в число важнейших общественных и государственных интересов, определило приоритет социальной политики государства. Согласно п. «в» ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации на Правительство РФ возложено проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, в том числе по сохранению и укреплению общественного здоровья, а органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи населению.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» был принят более четырех лет назад, однако конституционная дефиниция «общественное здоровье» не получила своего развития как в национальном законодательстве, так и в науке конституционного права.
Эффективное осуществление государственной политики по вопросу сохранения и укрепления общественного здоровья подразумевает его мониторинг, оценку, развитие политико-правовых антикризисных мер его улучшения, что предполагает необходимость выработки единого понимания термина «общественное здоровье» прежде всего в науке конституционного права, что сталкивается с определенными трудностями.
Определения общественного здоровья нет в международных правовых документах, в том числе принятых ВОЗ. Вместе с тем Доклад о состоянии здравоохранения в мире 2000 г. прослеживает позицию экспертов ВОЗ в данном вопросе. Общественное здоровье в нем рассматривается как область деятельности, связанная с защитой, охраной и укреплением здоровья населения, осуществляемая различными службами государств. Исследование понятия общественного здоровья в официальных документах стран позволяет сделать вывод, что оно рассматривается в нескольких аспектах:
— как государственная политика, включающая различные программы, услуги и мероприятия, направленные на достижение оптимального состояния здоровья населения (США, Германия, Китай);