Дата публикации: 10.04.2025

Временный характер «обязательных» обеспечительных мер в третейском разбирательстве

Аннотация

Через признаки временного характера и каузальности обеспечительных мер рассматривается вопрос периода их применения компетентным судом при выполнении функций содействия в отношении арбитража. Обосновывается, что на компетентный суд не может быть возложена обязанность самостоятельной отмены обеспечительных мер по итогам рассмотрения дела третейским судом по причине конфиденциальности и автономности третейского разбирательства. Делается вывод о том, что право подачи заявления об отмене обеспечительных мер вне зависимости от оснований принадлежит исключительно сторонам арбитражного соглашения и лицам, не привлеченным к третейскому разбирательству, чьи права и интересы нарушены принятием обеспечительных мер. Аргументируется нецелесообразность установления требования об оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления об отмене принятых обеспечительных мер по заявлению стороны арбитражного соглашения.




В качестве одной из форм содействия третейскому разбирательству, как арбитражу внутренних споров, так и международному коммерческому арбитражу, выделяется принятие компетентным судом обеспечительных мер. В соответствии с закрепленным в ст. 9, 17, 17J Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже правилом конкурирующей юрисдикции принятие обеспечительных мер отнесено как к компетенции третейского суда (так называемые «добровольные» обеспечительные меры), так и к компетенции государственного суда (так называемые «обязательные» меры). Отечественное законодательство также основано на применении указанного подхода. В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» обращение стороны в суд до или во время арбитражного разбирательства с просьбой о принятии мер по обеспечению иска и вынесение судом определения о принятии таких мер не являются несовместимыми с арбитражным соглашением. А статьями 17 указанных законов закреплено право третейского суда по заявлению любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер, которые он считает необходимыми.

В литературе предпринимается попытка распространить положения Нью-Йоркской конвенции 1958 г. на приказы арбитров о принятии обеспечительных мер и допустить их принудительное исполнение. Однако на текущий момент в Российской Федерации постановление третейского суда о принятии обеспечительных мер не предполагает возможности приведения его в исполнение в процедуре экзекватуры, поскольку не является окончательным арбитражным решением (им не разрешается спор, определенный в арбитражном соглашении, по существу), а должно быть исполнено сторонами арбитража добровольно (абз. 5 п. 36 Постановления Пленума ВС РФ от 10 декабря 2019 г. № 53).

Процедура принятия обеспечительных мер третейским судом значительно отличается от порядка разрешения такого заявления компетентным судом Российской Федерации. Состав арбитров или чрезвычайный арбитр разрешают ходатайство в заседании с извещением сторон арбитражного соглашения. Невозможность рассмотрения ходатайства о принятии обеспечительных мер арбитрами в отсутствие сторон лишает «добровольные» обеспечительные меры внезапности и снижает их эффективность как меры ускоренной защиты имущественных интересов заявителя. В актуальной редакции Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (ст. 17B и 17C) предусмотрен механизм вынесения без проведения слушаний предварительных постановлений о принятии обеспечительных мер с целью предотвращения ущерба для рассмотрения дела. Однако такие постановления также не обеспечены силой государственного принуждения.

Список литературы

1. Анохин В. Обеспечительные меры как способ защиты прав в арбитражном судопроизводстве / В. Анохин // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 4. С. 6–11.
2. Дардыкина А.В. Принудительное исполнение определения о наложении обеспечительных мер в поддержку арбитражного разбирательства по Нью-Йоркской конвенции 1958 г. / А.В. Дардыкина // Закон. 2012. № 5. С. 206–211.
3. Ильичев П.А. Некоторые вопросы обеспечения иска в арбитраже (третейском разбирательстве) / П.А. Ильичев // Третейский суд. 2023. № 1/2 (133/134). С. 174–180.
4. Курочкин С.А. Особенности применения обеспечительных мер по искам, рассматриваемым третейскими судами и международными коммерческими арбитражами / С.А. Курочкин // Закон. 2012. № 12. С. 90–99.
5. Международный коммерческий арбитраж : учебник / научные редакторы: О.Ю. Скворцов, М.Ю. Савранский, Г.В. Севастьянов. 3-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург ; Москва : Редакция журнала «Третейский суд», 2025. 1005 с.
6. Носырева Е.И. Правовая природа и особенности производства по делам, связанным с выполнением судами функций содействия в отношении третейских судов / Е.И. Носырева // Вестник гражданского процесса. 2017. № 4. С. 79–100. DOI: 10.24031/2226-0781-2017-7-4-79-
7. Романов А.А. Обеспечительные меры в арбитражном процессе / А.А. Романов, В.Р. Борисова // Право и государство: теория и практика. 2024. № 9 (237). С. 307–310. DOI: 10.47643/1815-1337_2024_9_307
8. Селькова А.А. Институт обеспечительных мер в процессуальном праве России и Англии / А.А. Селькова. Москва : Статут, 2020. 206 с.
9. Терехова Л.А. Выполнение судами функций содействия в отношении третейских судов / Л.А. Терехова // Вестник гражданского процесса. 2016. № 6. С. 54–62.
10. Чучунова Н. Эффективность судебного разбирательства в арбитражном суде / Н. Чучунова // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. № 5. С. 20–22.
11. Ярков В.В. Применение антиисковых обеспечительных мер российскими судами: почему бы и нет? / В.В. Ярков // Закон. 2014. № 8. С. 84–92.

Остальные статьи