Совершенствование механизмов ГЧП в сфере образования стран интеграционного объединения ЕАЭС
Аннотация
В статье рассматриваются механизмы государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), применяемые в странах ЕАЭС в сфере образования. Проанализирован опыт реализации проектов ГЧП в сфере образования во всех странах ЕАЭС. Раскрываются механизмы и регуляторные практики реализации ГЧП в странах ЕАЭС, которые привели как к успешным результатам, так и к неудачам. Выявлены существующие препятствия для развития механизмов ГЧП в сфере образования в странах ЕАЭС. Разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию механизмов ГЧП, и дана оценка перспектив их применения в сфере образования в странах ЕАЭС.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Хозяйство и право № 04/2025 |
Страницы | 45-59 |
DOI | 10.18572/0134-2398-2025-4-45-59 |
В современном мире неотъемлемым условием эффективного функционирования стран с развивающейся экономикой является конструктивное взаимодействие бизнеса и государственных структур. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) отличается от других форм отношений государства и частного бизнеса следующими основными признаками: определенные, чаще всего длительные сроки действия соглашений о партнерстве, специфическая форма финансирования проекта, распределение ответственности и рисков между партнерами на основе соответствующих договоренностей сторон, совместная деятельность государства в лице органов исполнительной власти всех уровней бизнеса, представленного национальными или зарубежными предприятиями, где каждая из сторон имеет собственные цели и решает конкретные задачи.
Анализ механизмов ГЧП, применяемых в странах ЕАЭС в сфере образования (в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане) показывает, что в России значительный прогресс в развитии законодательства в области ГЧП наблюдается, в первую очередь, на региональном уровне. Из анализа, проведенного российскими учеными, становится видно, что «отсутствие единого видения или идеологии приводит к тому, что каждый регион по-своему трактует механизмы ГЧП, а значит, и развивает данное направление в соответствии со своим субъективным пониманием. Такая ситуация не способствует, а также препятствует тому, чтобы все регионы развивались одинаковыми темпами, повышая свою инвестиционную привлекательность».
Ситуация, связанная с развитием ГЧП в регионах, складывается таким образом, что ГЧП-проекты рассматриваются именно как возможность привлечения инвестиций бизнеса или средств из государственных источников, а не как способ реализации инфраструктурных проектов со смешанным финансированием.
Помимо отсутствия единого понимания ГЧП, эти законы о ГЧП, как видится, зачастую носят декларативный характер, не предусматривают многих инструментов, действительно интересных частным инвесторам, имеют в целом невысокий уровень проработки, что создает правовую неопределенность в толковании некоторых положений и приводит к противоречиям в распределении рисков. В то же время существующая правовая база для инвестиционных проектов в регионах создает определенные условия для развития механизмов ГЧП в широком его понимании (т.е. как любое взаимодействие бизнеса и власти), но отсутствие четко прописанных механизмов как на федеральном, так и на региональном уровнях препятствует его полноценному развитию и внедрению новых форм взаимодействия бизнеса и власти.
Исследование, проведенное Центром развития ГЧП и Институтом регионального развития, показало, что в «большинстве регионов ГЧП рассматривается в самом широком смысле, как любое взаимодействие бизнеса и власти, которое может положительно сказаться на социально-экономическом развитии региона». Несмотря на то, что в мировой практике существует достаточно четкое понимание механизмов ГЧП, что способствует взаимодействию органов государственной власти с бизнес-сообществом и, как следствие, развитию инфраструктурных проектов, в российской практике сложилась иная ситуация.