Конституционный Суд РФ об охране и защите человеческого достоинства: проблема юридического полиморфизма и правовой судебной аргументации
Аннотация
В работе рассмотрены актуальные правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам охраны и защиты человеческого достоинства на основе междисциплинарного подхода. Идентифицированы проблемы правового толкования положений о человеческом достоинстве и влияние конституционного правосудия на оценку, применение и развитие отраслевого законодательства. Человеческое достоинство на весах конституционного правосудия является антропологической, экзистенциальной и правовой категорией для оценки правовых норм различных отраслей российского права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 04/2025 |
Страницы | 24-32 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-4-24-32 |
Обращение к анализу практики Конституционного Суда РФ по вопросам охраны и защиты достоинства личности в отечественной судебной юриспруденции основывается на авторских изысканиях в предшествующий период, а также на исследованиях отечественных ученых и практиков, зарубежных исследователях, продвигавших институт человеческого достоинства в систему конституционной юстиции и судебное право, изучавших опыт и практику конституционализации человеческого достоинства в текст и нормативный каркас действующих конституций. Институт охраны и защиты достоинства личности становится неотъемлемой частью системы судебного конституционализма; он развивается под влиянием актов судов конституционной юстиции и общей юрисдикции в комплексное метаотраслевое правовое образование, занимая место антропологического и экзистенциального центра в структуре судебной юриспруденции. Обращают внимание исследователи и на взаимосвязь человеческого достоинства и обеспечения господства права, в рамках которой приоритет отдается человеческому достоинству по антропологическим причинам.
Важнейшая роль конституционного правосудия, отраженная в новом конституционно-легальном определении, по мнению Е.В. Тарибо, заключается в том, что оно является «ключевым способом разрешения конфликтов между личностью и обществом, с одной стороны, и государством — с другой». Однако предстоит долгий путь доктринального и судебно-практического обоснования взаимосвязи и взаимозависимости конституционных и отраслевых положений о человеческом достоинстве, с одной стороны, конституционного статуса достоинства личности, основных и отраслевых (в том числе новых нарождающихся в правовой системе) прав и свобод человека и гражданина. На этом пути сделано уже довольно много, однако до сих пор в обзорах практики федерального органа конституционного правосудия за прошедшие годы довольно слабо присутствуют структурное выделение и доктринальное обоснование отмеченных связей с институтом человеческого достоинства. К сожалению, пока нет ясного представления о том, что такое права человеческого достоинства как права и свободы, тяготеющие к достоинству личности и группирующиеся вокруг него.
Достоинство личности стало конституционной категорией благодаря ст. 21 (ч. 1 и 2) Конституции РФ 1993 г. и новациям 2020 г., которые расширили конституционную юриспруденцию человеческого достоинства (ст. 75.1 «гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда» и п. «ж» ч. 1 ст. 72 «создание условий для достойного воспитания детей в семье»). Авторские подходы к пониманию института конституционализации достоинства личности в российской правовой системе были высказаны с расчетом на то, что право на охрану и защиту человеческого достоинства, имеющее конституционный статус, следует воспринимать как комплексное метаправо, как межотраслевое правовое образование, у которого должны быть конституционная сердцевина и специфика конституционно-правовой и конституционно-процессуальной защиты, а также гарантирование, реализация и защита в нормах отраслевого законодательства.