Путь к господству права в Китае: анализ судебной реформы и ее направлений
Аннотация
В статье анализируются основные характеристики и направления развития пути к господству права в Китае на основе судебной реформы. Рассматриваются система судебной ответственности, квотная система, выездные суды, баланс между независимостью судебных разбирательств и надзором, а также строительство «умных судов». Цель статьи — раскрыть уникальность и направления развития китайского пути к господству права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 04/2025 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-4-19-23 |
Введение
Доктрина господства права широко распространена в современном мире; она изучается российскими и китайскими юристами, применяется для анализа правового порядка во внутригосударственном праве многих государств (в частности, России и Китая) и для характеристики международных отношений и международного сотрудничества. Различные элементы господства права как правовой концепции инкорпорируются в конституционную структуру государств и влияют на конституционную идентичность (например, через элементы социалистического правового государства в Китае или принципы правового государства в России).
Концепция господства права в Китае развивалась под влиянием западных идей, начиная с конца династии Цин. После революции 1911 г. и основания КНР в 1949 г. страна начала строить новую правовую систему, опираясь на опыт СССР. В начале 1949 г. в основном был скопирован советский судебный режим, включая основные судебные институты, такие как суды и прокуратуры. Советская система судебных учреждений оказала глубокое влияние на китайскую судебную систему. С 1978 г., с началом реформ и открытости Китай вступил в новый этап правового развития. В 1999 г. в конституцию была внесена поправка о строительстве социалистического правового государства, что стало важным шагом в развитии господства права.
В рамках данного процесса были реализованы важные меры, направленные на структурную перестройку судебной системы, укрепление координации с внешними механизмами надзора и повышение справедливости, эффективности и доверия к ней.
1. Институциональная синергия системы судебной ответственности, системы квот и системы выездных судов