Дата публикации: 24.04.2025

Опыт в реализации образовательных программ по юриспруденции: Институт философии и права НГУ и Хэйлунцзянский университет

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты российско-китайского сотрудничества в области высшего образования. Основное внимание уделяется совместным образовательным программам по направлению юриспруденция, созданным между Новосибирским государственным университетом и Хэйлунцзянским университетом. Затрагиваются проблемы разницы в образовательных законодательствах, сложности адаптации курсов и трудности в найме преподавателей. Представлены реальные примеры успешных выпускников, что подчеркивает эффективность предложенного сотрудничества. Несмотря на положительный опыт, выделены и риски, такие как налоговые и правовые барьеры для защиты интеллектуальной собственности.




Любое государство заинтересовано в социально-экономическом развитии и ускорении научно-технологических процессов, которые невозможны без качественной подготовки научных кадров и специалистов, обладающих высоким уровнем знаний и компетенций. В подготовке таких специалистов значительную роль играет система высшего образования каждой страны. Грамотно и конструктивно организованное международное сотрудничество в области высшего образования имеет много положительных результатов и приводит к взаимному обогащению необходимыми знаниями. Результатом такого сотрудничества является не только познание культурных традиций стран-партнеров, но и более качественный диалог взаимодействующих государств.

Тренд XXI в. — открытость мира, глобализация процессов, происходящих в нем, что требует расширения международного сотрудничества. Специалисты, получившие образование в своей стране, должны быть профессионально востребованы потенциально в любой стране мира. В этой связи образовательная интеграция между странами-партнерами — Россией и Китаем — особенно актуальна. Хотя она была актуальна и много лет назад. О том, что китайское высшее образование охотно перенимает опыт и достижения российской высшей школы (методы и технологии обучения, разработки учебных программ, концепции системы управления высшей школой, подготовки педагогических кадров) отмечает наш китайский коллега Чэн Эньцин.

Образовательный рынок Китая является самым емким в мире. Высокие баллы по «гаокао» (аналог ЕГЭ) и квоты, которые выделяются для обучения в престижных китайских университетах (Пекинском, Цзяотун, Цинхуа и др.), приводят к тому, что часть абитуриентов стремится к обучению за рубежом. Наибольший интерес абитуриенты проявляют к Великобритании, Канаде, США, Японии и Южной Корее. В последнем случае — из-за относительно низкой стоимости обучения и сходства культур. Стремление студентов получить международное образование ближе к дому обращает их внимание на китайско-иностранные университеты. Это стремление поддерживается правительством Китая, что ведет к развитию совместных учебных программ и университетов на территории Китая, снижению уровня студентов, уезжающих за рубеж. Широкое приглашение иностранных преподавателей для работы в китайские вузы становится трендом образовательных технологий.

Китайская политика создания совместных образовательных программ и международная студенческая мобильность, начатая в 1980-х годах, прошли несколько этапов эволюции. Законодательное ее оформление произошло в 1995 г., когда Государственная комиссия по образованию КНР разработала временные правила для поддержки китайско-иностранного сообщества в сфере высшего образования. На современном этапе международное образовательное сообщество в китайской системе образования предлагает три типа сотрудничества. Самым простым в плане юридического оформления на территории Китая являются совместные образовательные программы. Два других наиболее сложные — это образовательный институт без самостоятельного юридического статуса и самостоятельное высшее образовательное учреждение, созданное китайским и иностранным университетом.

Отсутствие необходимости создания юридического лица не требует его одобрения со стороны органов образования Китая, по этой причине такая форма взаимодействия рассматривается как самая простая. В рамках китайского законодательства эта форма понимается как совмещение китайскими студентами обучения в Китае и России. Университеты-партнеры в рамках договоренности признают кредитные единицы и пройденные курсы в вузах-партнерах.

Список литературы

1. Маслов А.А. Перспективы и возможности выхода российских университетов на китайский образовательный рынок / А.А. Маслов. Москва : НП РСМД, 2022. 15 с.
2. Энцин Ч. Проблемы международной интеграции в сфере высшего образования на примере сотрудничества университетов в Китае и России / Ч. Энцин // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2012. № 4. С. 142–145.

Остальные статьи