Защита авторских прав, созданных с использованием генеративного искусственного интеллекта (GenAI): практика России и Китая
Аннотация
В статье анализируются законодательство и судебная практика России и Китая об использовании генеративного искусственного интеллекта (GenAI) при создании произведений. Авторы приходят к выводу о том, что контент, сгенерированный GenAI, способен обладать признаками охраняемого объекта авторских прав при условии соответствия установленному законодательством критерию оригинальности и отсутствия признаков существенного сходства с существующими произведениями. Формулируется вывод о том, что в правовых системах России и Китая (равно как и остальных стран) искусственный интеллект (ИИ) рассматривается исключительно в качестве объекта права, технологии, оборудования, средства, помощника для достижения поставленных человеком целей и задач. ИИ ни при каких обстоятельствах не наделяется правосубъектностью.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 04/2025 |
Страницы | 9-13 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2025-4-9-13 |
Генеративный искусственный интеллект (GenAI) представляет собой перспективное направление развития технологий искусственного интеллекта (ИИ). Согласно ст. 22. Временных мер по управлению сервисами генеративного искусственного интеллекта Китайской Народной Республики (КНР), генеративный ИИ определяется следующим образом: «генеративные технологии искусственного интеллекта — это модели и связанные с ними технологии, обладающие функционалом создания контента в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации, а также контента иных форматов». Недавно разработанная технология DeepSeek как раз является примером реализации GenAI в КНР. Принимая во внимание возможность создания физическими лицами посредством данной технологии сгенерированного контента на основании соответствующих алгоритмических команд, актуализируются правовые проблемы охраны интеллектуальных прав, в том числе авторских.
Итак, рассмотрим вопрос о том, обладает ли контент, сгенерированный GenAI, признаками охраняемого объекта авторских прав. Согласно ст. 3 Закона об авторском праве КНР охраноспособным произведением является оригинальный результат интеллектуальной деятельности в области литературы, искусства и науки, выраженный в объективной форме. Определение произведения в Гражданском кодексе РФ отсутствует. Относительно предоставления правовой охраны контенту, созданному GenAI, в китайской доктрине авторского права консенсус отсутствует. Ряд исследователей аргументирует позицию о нецелесообразности предоставления авторско-правовой охраны сгенерированному ИИ контенту, основываясь на тезисе о том, что данный контент является продуктом алгоритмической деятельности, а не результатом духовного и волевого выражения автора. Соответственно, по мнению этих исследователей, отсутствуют правовые основания и необходимость в охране сгенерированного контента авторским правом. Тем не менее в доктрине представлена и противоположная позиция, согласно которой все-таки целесообразно предоставить авторско-правовую охрану контенту, созданному GenAI, поскольку у ИИ есть способность создавать произведения, обладающие высокой степенью оригинальности, значительной литературной, художественной и экономической ценностью. Инкорпорация контента, сгенерированного GenAI, в сферу действия авторского права будет способствовать достижению его ключевой цели — стимулированию творческой деятельности, а также обеспечит надлежащее правовое регулирование использования GenAI соответствующими субъектами.