Дата публикации: 10.04.2025

Задержание и содержание под стражей в условиях военного положения: вопросы теории и практики

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические аспекты и практические особенности правового регулирования задержания в условиях военного положения с учетом действия федеральных законов от 31 июля 2023 г. № 395-ФЗ и № 396-ФЗ, анализируется проведенная законодателем дифференциация задержания в зависимости от категории преступления, в связи с которым оно осуществляется. Выявляются и описываются особенности исчисления сроков содержания под стражей в соответствии с действующим законодательством, вносятся предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной деятельности, связанные с задержанием и содержанием под стражей в условиях военного положения.




Вхождение Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР), Запорожской области и Херсонской области в состав Российской Федерации подняло вопросы интеграции этих субъектов в правовую систему Российской Федерации, в том числе и в части применения уголовно-процессуального законодательства нашей страны.

На решение этих вопросов направлен принятый 31 июля 2023 г. Федеральный закон № 395-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее — Федеральный закон № 395-ФЗ). Его проект № 246425-8 был внесен в Государственную Думу еще 30 ноября 2022 г. и принят в первом чтении 13 декабря 2022 г., а во втором и третьем чтениях — 20 июля 2023 г. 31 июля 2023 г. были приняты Федеральные законы № 395-ФЗ и № 396-ФЗ. При этом, как справедливо заметил А.В. Курсаев, учитывался опыт интеграции в правовую систему России Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Между тем проблемы, с которыми столкнулась наша страна в 2014 и в 2022 гг. при вступлении новых субъектов, существенно отличаются. Второй случай сопровождается проведением специальной военной операцией и условиями военного положения. Это обстоятельство законодатель постарался учесть в Федеральном законе от 31 июля 2023 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 396-ФЗ). Оба федеральных закона, которым присвоены номера № 395-ФЗ и № 396-ФЗ, приняты в один день, но содержат положения, имеющие существенные различия, на рассмотрении которых остановимся подробнее.

Федеральным законом № 395-ФЗ законодатель в период действия военного положения на территориях новых субъектов предусмотрел возможность задержания подозреваемого на срок до 30 суток. В Федеральном законе № 396-ФЗ дополнительно указано о возможности задержания в условиях военного положения на срок не более 30 суток с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Вместе с тем в Федеральном законе № 396-ФЗ, не указано об ограничении действия указанной нормы территорией новых субъектов.

Отдельные аспекты задержания в условиях военного положения, вошедшего в УПК РФ, были освещены ранее. Однако сравнительный анализ данных мер не проводился, и он позволяет выявить ряд важных моментов.

Список литературы

1. Курсаев А.В. Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации / А.В. Курсаев // Уголовное право. 2024. № 1. С. 13–33.
2. Россинский С.Б. Протокол — лишнее звено в механизме задержания лица по подозрению в совершении преступления / С.Б. Россинский // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 150–165.
3. Сафронов Д.М. Особенности применения задержания в условиях военного положения / Д.М. Сафронов // Российский следователь. 2024. № 8. С. 11–15.

Остальные статьи