Объект уголовно-правовой охраны участников специальной военной операции
Аннотация
В статье рассматриваются особенности объекта уголовно-правовой охраны участников специальной военной операции, анализируются особенности общественных отношений, входящих в объект уголовно-правовой охраны, их структура, механизм причинения вреда общественным отношениям. Анализируется порядок прохождения и пребывания на военной службе в качестве объекта уголовно-правовой охраны. Особое внимание уделено содержанию таких объектов уголовно-правовой охраны участников специальной военной операции, как жизнь, здоровье, имущественные отношения, честь, достоинство и деловая репутация. Рассматривается законотворческое и правоприменительное значение объекта уголовно-правовой охраны участников специальной военной операции.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 02/2025 |
Страницы | 21-25 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-2-21-25 |
Военнослужащие; лица, вступившие в добровольческие формирования; сотрудники правоохранительных органов; военные корреспонденты; волонтеры и иные лица, выполняющие специфические функции в процессе проведения специальной военной операции (далее — участники специальной военной операции, участники СВО), нуждаются в особой уголовно-правовой охране. От эффективного уголовно-правового обеспечения деятельности участников специальной военной операции зависят, во-первых, безопасность их личности (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство), во-вторых, организационное, управленческое, кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение, а также логистические процессы специальной военной операции, в-третьих, социальная защита и социальный пакет участников специальной военной операции и семей.
В рамках правового механизма обеспечения прав и свобод участников специальной военной операции особое место уделено объекту уголовно-правовой охраны, так как от его содержания зависят определение приоритета охраны общественных отношений, систематизация и квалификация преступлений. Кроме того, это максимально будет влиять на совершенствование правоприменительной практики и предупреждение преступлений против участников специальной военной операции, а также позволяет обосновать отдельные законодательные предложения, направленные на дополнительную защиту участников СВО.
Поскольку деятельность участников СВО максимально связана с воинским правопорядком и входит в структуру воинских отношений, то вполне обоснованно следует рассмотреть один из объектов уголовно-правовой охраны участников СВО через порядок прохождения и пребывания на военной службе (объект преступлений против военной службы). Объектом преступлений против военной службы являются общественные отношения, включающие в свое содержание предмет отношений, участников и социальные связи между ними. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в ст. 36 и 37 регулирует порядок прохождения и исполнения обязанностей военной службы, которые следует отнести к родовому и видовому объекту преступлений против военной службы.
Объект уголовно-правовой охраны участников СВО следует рассматривать шире объекта преступления против военной службы по двум причинам. Во-первых, перечень участников специальной военной операции, охраняемых уголовным законом, шире перечня участников, входящих в содержание военной службы, к которым следует отнести только военнослужащих. В частности, помимо военнослужащих в зоне специальной военной операции исполняют обязанности сотрудники федеральных органов исполнительной власти, имеющие специальные звания или ранги (полиции, юстиции, внутренней службы, советники); лица, поступившие на службу в добровольческое объединение или специальные формирования, частные военные компании, т.е. добровольцы; иные лица, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ (медицинские работники, военные корреспонденты, волонтеры). К отдельной категорией уголовно-правовой охраны следует относить членов семей участников СВО, статус и льготы которых гарантируются федеральным и региональным законодательством.