Трансформация функций и задач военного округа: анализ правового регулирования
Аннотация
В статье анализируются принципы и правила построения структуры военных министерств и ведомств, на основе Положения о военном округе Вооруженных Сил РФ выявляются пробелы и противоречия правового регулирования в сфере возложенных на него задач. Автор делает вывод о проведении военных реформ без соответствующего юридического оформления изменения организационной структуры подчиненных Минобороны России органов военного управления. Кроме того, до настоящего времени не разработано цельного механизма оперативного подчинения и подчинения по специальным вопросам воинским руководителям не подчиненных им воинских формирований.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Военно-юридический журнал № 02/2025 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/2070-2108-2025-2-2-8 |
Поводом для написания настоящей статьи послужило издание Президентом РФ Указа от 5 февраля 2025 г. № 63, в соответствии с которым были скорректированы некоторые функции и полномочия такого воинского формирования, как военный округ. Анализу некоторых положений приведенного указа относительно современного правового положения военного округа и будет посвящена настоящая статья. Актуальность исследования данного вопроса определяется пробельностью и противоречивостью норм права, регламентирующих вопросы функционирования органов военного управления Вооруженных Сил РФ в условиях непрекращающейся уже более 20 лет военной реформы.
Прежде всего отметим, что ни один государственный орган не может функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с определенной для него компетенцией полномочия без рациональной организации своих внутренних структурных элементов, без определения их субординации. Одновременно правовой статус любого государственного органа предполагает юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования. Ведь реализация компетенции требует соответствующей организационной «мощности» (штатного расписания) органа и правовой организации деятельности его подразделений и лиц, занимающих в нем должности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об обороне» Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций. Указанные воинские формирования могут, в свою очередь, как входить в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, так и «замыкаться» на Министерство обороны либо непосредственно, либо через другие вышестоящие управленческие структуры.
Вооруженные Силы РФ, как и любая другая достаточно сложная и многочисленная государственная организация, строятся по иерархическому функциональному принципу. Важной особенностью управленческих отношений в структуре Вооруженных Сил РФ (иных военных ведомств) является то, что подчинение одного воинского формирования другому и, соответственно, руководителя нижестоящего органа военного управления вышестоящему осуществляется за пределами возглавляемых штатных структур. Так, например, командир полка состоит в штате своего полка, соответственно, он не может одновременно числиться в штате вышестоящей дивизии, однако он подчиняется командиру дивизии как своему непосредственному начальнику.
Система органов военного управления создается применительно к основным звеньям организационной структуры Вооруженных Сил РФ. Структура органов военного управления и их подчиненность строятся исходя из функционального предназначения элементов и оформляются штатами военных организаций и документами боевого применения соответственно. Структура должна отвечать двум фундаментальным условиям — разделению общей функции на отдельные задачи и координации действий по их решению.