Роль судебного контроля в сфере деятельности органов местного самоуправления
Аннотация
В статье проанализированы основные направления судебного контроля в сфере местного самоуправления. Автором выделены основные направления формы реализации судебного контроля: судебный контроль за законностью правовых актов органов местного самоуправления; рассмотрение дел об оспаривании решений, действий органов местного самоуправления и муниципальных служащих; рассмотрение дел о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. В статье уделено особое внимание степени «вмешательства» судов общей юрисдикции в деятельность органов местного самоуправления и предлагаются пути совершенствования данного вида судебного контроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 04/2025 |
Страницы | 32-37 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-4-32-37 |
В современной доктрине конституционного права и согласно Конституции Российской Федерации в России признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в отличие от прокурорского надзора полностью подпадает под судебную юрисдикцию. Органы муниципального образования не могут ставить себя вне закона, и потому суды вправе применять соответствующие санкции, влекущие за собой ряд правовых последствий обязательной силы, которые выступают гарантией определённой степени свободы муниципальных образований.
Взаимосвязь эффективности управления на уровне муниципальных структур напрямую связана с качеством работы судебной системы. Особое значение имеет позиция Конституционного Суда РФ: его заключения имеют обязательный юридический статус для всех органов местного самоуправления, что является ключевым моментом в правоприменительной практике. Важно подчеркнуть, что решения по нормативным актам муниципалитетов не подвергаются обжалованию именно через Конституционный Суд РФ. Основополагающую роль для функционирования местных властей играют интерпретации и принципы, сформированные Конституционным Судом РФ в процессе анализа соответствия Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и других нормативных актов, регулирующих муниципальное управление. Эти правовые установки определяют рамки деятельности на уровне местной власти в России.
В условиях современной российской правовой системы произошли масштабные изменения в работе арбитражных судов: сначала – их структурное расширение через создание кассационных и апелляционных инстанций, а впоследствии – сокращение путём упразднения Высшего Арбитражного Суда РФ с передачей его полномочий Верховному Суду РФ. В контексте муниципального управления органы местного самоуправления занимают особое положение в гражданском обороте наравне с государственными органами, региональными субъектами и юридическими лицами, что приравнивает их к хозяйствующим субъектам.
В рамках арбитражных судов муниципальные образования приобретают статус равноправных участников правоотношений, аналогичный статусу юридических лиц. Это положение обусловлено конституционным принципом равенства, и изменение статуса муниципальных образований в данном случае не следует рассматривать как форму контроля со стороны государства над местными сообществами. Подтверждением данной концепции служит сложившаяся в России система правового регулирования процедур (несостоятельности) банкротства, где арбитражные суды играют центральную роль, а деятельность арбитражных управляющих является ключевой. В случае утраты муниципалитетом статуса самостоятельного управления и перехода к внешнему управлению логично предполагается аналогия с процедурами банкротства, что подчёркивает особую позицию арбитражных судов в данном контексте.
В современной России особенно активную роль играют формы судебного контроля, осуществляемые судами общей юрисдикции, возникающие, в том числе, с учетом рассмотрения дел, вытекающих из административных правоотношений, которые до принятия Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассматривались в порядке гражданского судопроизводства.