Дата публикации: 10.04.2025

Иммерсивные технологии: этические принципы и право

Аннотация

Статья посвящена правовым и этическим аспектам применения иммерсивных технологий в маркетинговой деятельности. Авторами выделены основные этические принципы, с учетом которых должны быть пострены маркетинговые стратегии компаний, приведены практические примеры использования данных технологий международными компаниями. Рассмотрены примеры урегулирования указанных технологий за рубежом, а также правовые основы применения иммерсивных технологий в России.




Применение цифровых технологий становится неотъемлемой частью не только общественной жизни, но и предпринимательской деятельности. Они существенным образом повлияли на все бизнес-процессы, начиная с появления инновационных форм, а именно появления цифровых платформ и облачных инфраструктур, которые полностью обеспечивают непосредственное осуществление деятельности предпринимателей, до взаимодействия между брендом и клиентом через цифровые каналы для формирования более глубокого и индивидуального восприятия бренда. Применение цифровых технологий способствует развитию средств коммуникации, особенно Интернета и социальных сетей, бренды могут быть доступнее и ближе к своим клиентам.

Иммерсивные технологии, такие как виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и смешанная реальность (MR), становятся все более популярными в маркетинговой деятельности. Эти технологии позволяют создавать уникальные пользовательские впечатления, способствуя более глубокому взаимодействию с брендом. Технология виртуальной реальности увеличит рынок расширенной реальности (XR) примерно до $1 246,57 млрд к 2025 г. По поводу применения цифровых технологий среди учёных и практиков открыта широкая дискуссия. Одни считают, что это открывает целый мир возможностей для взаимодействия компаний со своими клиентами. Другие исследователи отмечают правовые риски и проблемы, связанные с применением указанных технологий, например, выделяют аспект, что «безопасность данных должна быть одним из главных приоритетов рекламодателей». Кроме этого, при создании, внедрении и использовании иммерсивных технологий могут возникнуть споры внутри регулирования правовых основ этических принципов цифрового маркетинга, а также необходимо учитывать ряд правовых вопросов, касающихся защиты данных, авторских прав, рекламы и потребительских прав.

Российский опыт правового регулирования иммерсивных технологий

Правовое регулирование этических норм в сфере маркетинга в России осуществляется в различных направлениях, основные из которых – защита персональных данных, прав потребителя и иной информации, поскольку именно её оборот и связан с применением этих технологий. Если говорить про регулирование частной информации, то в России основным нормативным актом, регулирующим защиту персональных данных, является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». При использовании иммерсивных технологий компании должны учитывать, что сбор и обработка персональных данных пользователей требуют их согласия. Это особенно актуально для VR- и AR-приложений, которые могут собирать данные о поведении пользователей. Данный акт не только раскрывает понятие информационно-телекоммуникационной сети (далее – Интернет), но и регулирует вопросы системы сертификации, разработки программ по защите информации, а также внедрения усовершенствованных систем аутентификации пользователей на различных сервисах.

При современных условиях повышенных киберрисков национальное законодательство также пытается на них реагировать. Например, Постановление Правительства РФ содержит запрет на трансграничную передачу персональных данных, в том числе для таких субъектов, как органы власти иной юрисдикции, юридические лица, которые относятся к иной юрисдикции, входят в список запрещённых на территории России организаций и т.д. При применении в маркетинге иммерсивных технологий часто включают использование контента, защищённого авторским правом. В России действуют нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие авторские права. Маркетологи должны обеспечивать наличие лицензий на использование изображений, видео и других материалов в своих кампаниях.

Список литературы

1. Васильева Я.В. Защита персональных данных в процессе использования таргетированной рекламы / Я.В. Васильева, С.П. Шалегин // Юридические исследования. 2024. № 6. С. 70–80.
2. Мишагин А.В. Особенности применения цифровой психологии в интернет-маркетинге / А.В. Мишагин // Universum: психология и образование. 2023. № 9 (111). С. 25–27.
3. Рожков И.В. Особенности управления инструментами интернет-маркетинга в цифровой среде / И.В. Рожков // Евразийская адвокатура. 2024. № 4 (69). С. 86–88.

Остальные статьи