Иные меры уголовно-правового характера и уголовное наказание: общие и специальные признаки
Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу иных мер уголовно-правового характера и наказания в российском уголовном законодательстве. Проанализированы их общие и специальные признаки, цели назначения, обоснованность выделения и наименования раздела Уголовного кодекса РФ, специально посвященного иным мерам уголовно-правового характера в виде принудительных мер медицинского характера, конфискации имущества и судебного штрафа.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мировой судья № 04/2025 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2072-4152-2025-4-2-7 |
В 2006 г. в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) появился раздел под названием «Иные меры уголовно-правового характера». Это стало примером опережающего развития уголовного законодательства по сравнению с теорией уголовного права. Без научного обоснования законодателем объединены в один раздел нормы о принудительных мерах медицинского характера и конфискации имущества (с 1996 по 2003 гг. о конфискации имущества говорилось как о дополнительном наказании). Спустя 10 лет перечень иных мер уголовно-правового характера был дополнен судебным штрафом, который одновременно был отнесён к институту освобождения от уголовной ответственности (ст. 762 УК РФ). Таким образом, в УК РФ был введён раздел без соответствия определённому институту уголовного права. В настоящее время можно говорить о произвольном, но не научно обоснованном содержании этого раздела настоящего кодекса.
Иные меры уголовно-правового характера, перечисленные в разделе VI УК РФ, не являются однородными. Они отличаются как по основаниям их назначения, так и по правовым последствиям. Добавим, что, несмотря на достаточно длительное нахождение норм об иных мерах уголовно-правового характера в УК РФ, законодателем до сих пор не дано их общее определение с общими правовыми признаками, которые позволили бы объяснить их объединение в единый институт. На самом деле перечисленные в разделе VI УК РФ иные меры уголовно-правового характера отличаются по своей правовой природе. Аналогичного мнения придерживаются А.В. Серебренникова, А.Ю. Кузнецов и Р.Ш.-О. Мустафазаде. Эти авторы с опорой на принцип системности уголовного закона обосновали положение о целесообразности отражения иных мер уголовно-правового характера в соответствующих их правовой природе главах УК РФ по аналогии с принудительными мерами воспитательного воздействия, помещённых законодателем в раздел V УК РФ, посвящённый особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних.
Само название раздела VI УК РФ вызывает вопросы – слово «иные», присутствующее в названии, свидетельствует о том, что помимо перечисленных мер уголовно-правового характера законодателем предусмотрены какие-то ещё. Можно было бы предположить, что к мерам уголовно-правового характера, кроме принудительных мер медицинского характера, конфискации имущества и судебного штрафа (иных), относятся различные виды наказаний, принудительные меры воспитательного воздействия и т.п., как считает, в частности, Н.Э. Хабибуллин, однако никаких упоминаний на данный счёт УК РФ не содержит. Ю.Е. Пудовочкин уверенно утверждает, что в настоящее время в целом не прояснена природа мер уголовно-правового характера, соответственно, актуальна задача формирования «частной уголовно-правовой теории – теории мер уголовно-правового характера».
По действующему уголовному законодательству иные меры уголовно-правового характера могут назначаться как совместно с уголовным наказанием, так и вместо него. Та же конфискация имущества назначается наряду с наказанием на основании обвинительного приговора суда, а принудительные меры медицинского характера (согласно ч. 2 ст. 99 УК РФ) могут быть назначены лицам, осуждённым за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе совершившим в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости в виде принудительного наблюдения и лечения у врача-психиатра в амбулаторных условиях. И лишь назначение судебного штрафа связано с освобождением от уголовной ответственности, а соответственно, от наказания, причём судебный штраф назначается после освобождения лица от уголовной ответственности.