Дата публикации: 27.03.2025

Политическая и административная автономия муниципальных образований: подходы некоторых государств

Аннотация

В статье рассматриваются подходы отдельных государств к определению характера местной автономии. Установлено, что в ряде случаев законодатель (как правило, в тексте конституции) или судебная власть указывает на административный или политический характер местной автономии. При этом такое указание не всегда напрямую влияет на содержание местной автономии. В статье рассмотрены подходы Аргентины, Венесуэлы, Испании и России к рассматриваемому вопросу.




Дискуссия о природе муниципальной власти является одним из основополагающих предметов с точки зрения организации публичной власти в современных государствах. Несмотря на то что отечественные и зарубежные ученые уже более двухсот лет обосновывают те или иные концепции по обозначенной тематике, единого подхода по всему комплексу вопросов по-прежнему не сформировано. Это, с одной стороны, является объективным влиянием различного рода факторов (вызванных зачастую особенностями развития тех или иных государств и системы публичной власти в них). С другой стороны, это предопределено динамикой развития организационно-функциональных основ функционирования публичной власти в целом и муниципальной власти в частности.

Например, очевидно, что регламентация и содержательное наполнение принципа самостоятельности местного самоуправления в России за последние полвека неоднократно менялись с разной степенью глубины соответствующих трансформаций. Так, если в советский период местная власть рассматривалась в качестве продолжения государственной власти на местах, то после принятия Конституции 1993 г. органы местного самоуправления получили особый правовой статус в системе публичной власти, о содержании которого неоднократно высказывался Конституционный Суд Российской Федерации.

Одним из признаков современного демократического государства являются признание самостоятельности местного самоуправления и закрепление гарантий такой самостоятельности. В зависимости от правовых традиций, истории развития конституционализма и ряда других факторов обозначенный принцип фиксируется либо в тексте конституции государства (с различной степенью детализации), либо в ординарном законодательстве. Для обозначения принципа самостоятельности используются различные термины, в том числе понятие «автономия». Однако подходы к определению вида соответствующей автономии (политическая или административная) в современных государствах разнятся.

Стоит отметить, что в государствах англосаксонской правовой традиции сложился особый подход к определению порядка взаимодействия муниципальной и государственной властей. Применительно к рассматриваемым странам, как правило, едва ли целесообразно говорить о политической автономии: применяемая здесь преимущественно корпоративная модель местного самоуправления предполагает, по общему правилу, довольно сильное влияние со стороны государства и развитый административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. К примеру, в Великобритании развитие местного управления и самоуправления во второй половине XX в. характеризовалось сокращением компетенции местных органов власти и усилением административного контроля в связи с преимущественно политическими причинами. Несмотря на то что, в частности, в США нельзя говорить об одной применяемой модели местного самоуправления, местные органы здесь по большей части довольно зависимы от власти штатов , в том числе в силу специфики североамериканского федерализма.

Список литературы

1. Гриценко Е.В. Природа права на осуществление местного самоуправления как объекта судебной защиты в России и Германии / Е.В. Гриценко, Р. Вилл // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 6 (293). С. 14–26.
2. Комлев Е.Ю. Органические уставы муниципальных образований в Аргентине: природа и место в системе правового регулирования / Е.Ю. Комлев // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 61–63.
3. Ларичев А.А. Специфика корпоративной модели местного самоуправления и дивергенция современных подходов к самоуправлению на местах в странах Содружества Наций / А.А. Ларичев // Правоприменение. 2018. Т. 2. № 4. С. 86–97. DOI: 10.24147/2542-1514.2018.2(4).8
4. Лейс А.В. Местное самоуправление в новых конституционных условиях / А.В. Лейс // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7. № 4 (28). С. 235–252. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-235-252
5. Шидловский А.В. Доктрина Кули и Правило Диллона: современные проблемы американского избирательного права / А.В. Шидловский // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. № 3. С. 107–123.
6. Штатина М.А. Местное управление в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция, страны Латинской Америки) / М.А. Штатина. Москва : Издательство РУДН, 1994. 55 с.
7. Штатина М.А. Разделение властей по Конституции Венесуэлы 1999 г. Федеральная власть и власть штатов, законодательная и исполнительная власть // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2000. № 2. С. 97–102.

Остальные статьи