Дата публикации: 26.03.2025

Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права

Аннотация

Конституция РФ является главным источником финансового права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов публичной власти. Конституциализация финансового права осуществляется посредством реализации механизма прямого действия конституционных норм, а также посредством регулирования финансовым законодательством атрибутивного круга общественных отношений в строгом соответствии с положениями Конституции РФ и под конституционным контролем. Показано, что воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях механизма правового регулирования публичных имущественных отношений. На формирование источников финансового права и их систему оказывают серьезное влияние решения КС РФ. На правоприменительную практику в сфере налогообложения негативно влияет отсутствие однозначных доктринальных позиций и законодательных предписаний касательно закрепления за решениями Конституционного Суда РФ юридической силы нормативных правовых актов. В этой связи требуется анализ научных взглядов и нормативных признаков правовых позиций Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения, уяснения уровня их интеграции в систему источников налогового права.




Конституция Российской Федерации занимает основополагающее место в правовой системе страны, являясь главным источником финансового права и основой нормативного регулирования отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов публичной власти. Конституционное регулирование экономических процессов может рассматриваться как юридическая форма выражения экономических противоречий, возникающих между различными уровнями публично-территориальных образований, между государственными структурами и хозяйствующими субъектами, между экономическими операторами и обществом, а также между самими хозяйствующими субъектами, которые одновременно могут являться носителями политических интересов.

Правовое регулирование финансовых отношений требует учета влияния положений Конституции РФ на действующее финансовое законодательство и систему финансового права в целом, что отражает процесс его конституционализации. Этот процесс создает условия, при которых публичные имущественные отношения регулируются не только нормами финансового права, но и конституционными нормами, что формирует правовую основу для взаимодействия экономических субъектов и органов государственной власти.

Влияние Конституции РФ на правовое регулирование финансовых отношений выражается в нескольких аспектах. Во-первых, основные публичные финансовые отношения закреплены непосредственно в Конституции и регулируются через механизм прямого действия ее норм. Как справедливо отмечает С.А. Авакьян: «Прямое действие любой конституции, в том числе и Конституции Российской Федерации, видится нам прежде всего в том, что она учреждает соответствующие общественно-политические, экономические, социальные и государственно-властные отношения». Воздействие конституционных норм прослеживается на всех этапах правового регулирования публичных имущественных отношений — от стадии законотворчества до правоприменения и реализации норм в повседневной практике.

Во-вторых, конституционное влияние на финансовое право проявляется в строгом соответствии финансового законодательства с положениями Конституции РФ и осуществлении конституционного контроля. Некоторые конституционные нормы дублируют положения финансового права, а нормы финансового законодательства в необходимых случаях воспроизводят конституционные принципы. Например, ст. 75 Конституции РФ устанавливает, что денежной единицей страны является рубль, а обеспечение его стабильности возложено на Центральный банк Российской Федерации. Это положение конкретизируется в Законе о Центральном банке РФ, который регулирует эмиссионную деятельность и политику в области денежного обращения.

Точно так же нормы налогового права берут свое начало из конституционных положений. Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы, что легло в основу Налогового кодекса Российской Федерации, который детализирует механизмы налогообложения, налоговые обязательства граждан и организаций, а также процедуры их исполнения.

Список литературы

1. Авакьян С.А. Проблемы прямого действия и применения Конституции Российской Федерации 1993 года / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12. С. 18–26.
2. Авакьян С.А. Российский конституционализм: размышления о юбилейных итогах и перспективах / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 1. С. 2–12.
3. Белякова А.В. Судебный прецедент в системе арбитражных судов Российской Федерации / А.В. Белякова // Вестник арбитражной практики. 2021. № 2. С. 3–12.
4. Бондарь Н.С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда Российской Федерации) / Н.С. Бондарь. Москва : Викор-Медиа, 2006. 223 с.
5. Демин А.В. Принцип определенности налогообложения : монография / А.В. Демин. Москва : Статут, 2015. 368 с.
6. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки / В.Д. Зорькин. Москва : Норма, 2007. 399 с.
7. Иванов А. Гражданское право: Речь о прецеденте / А. Иванов // Ведомости. 2010. 19 марта.
8. Кривенкова М.В. Роль судебного прецедента в процессе развития права международной ответственности / М.В. Кривенкова // Международное публичное и частное право. 2021. № 6. С. 33–36.
9. Прецедент в России: позиция Конституционного Суда. Событие, комментарии экспертов // Закон. 2010. № 2. С. 11–33.
10. Тарабан Н.А. Источники российского конституционного права: соотношение статутных, прецедентных и доктринальных начал / Н.А. Тарабан // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 9. С. 3–7.

Остальные статьи