Дата публикации: 27.03.2025

Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: практическая проблема без научного решения

Аннотация

В 2011 г. конституционные (уставные) суды существовали и успешно действовали в 17 субъектах Российской Федерации, а конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами. Однако в входе судебной реформы 2020 г. конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации была упразднена. С этого момента стали возникать новые квазсудебные органы, получившие название конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации. Тем не менее их концептуального научного обоснования в юридической литературе нет и по настоящие время, а отношение к ним ученых-юристов в целом негативное.




После принятия 23 декабря 1989 г. Закона Союза ССР «О конституционном надзоре в СССР» началась подготовка к принятию соответствующих законов и созданию органов конституционного надзора в союзных и автономных республиках.

Становление органов конституционного надзора происходило в сложных социально-политических и экономических условиях, иногда ставилась под сомнение даже сама легитимность данных органов на региональном уровне. Предполагалось, что республиканские органы конституционного надзора будут иметь разные названия и, следовательно, разный объем полномочий, что и было реализовано.

В дальнейшем начался процесс преобразования органов конституционного контроля в полноценные конституционные суды. В субъектах Российской Федерации учреждение института конституционного правосудия происходило в трудных и неоднозначных политических реалиях. Это накладывало свой отпечаток на выбор моделей конституционного контроля, обусловливало их своеобразие в разных субъектах Российской Федерации.

За все время своего воплощения в жизнь идеи конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации всего было образовано 19 конституционных (уставных) судов. Конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами конституционного судебного контроля.

Однако в ряде регионов создание таких органов встречало сильное противодействие со стороны исполнительной и законодательной властей, а потому некоторые органы конституционного контроля так и не смогли проявить себя должным образом. В то же время деятельность большинства конституционных (уставных) судов была весьма продуктивной. Например, по состоянию на 1 января 2020 г. Конституционный суд Республики Татарстан принял 296 итоговых решений, из которых 87 постановлений и 209 определений. Всего за этот период в Конституционный суд РТ поступило 3 642 обращения (1 485 письменных, 2 157 устных).

Список литературы

1. Беньяминова С.А. Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса / С.А. Беньяминова, А.А. Баляткеев, В.А. Кабанов // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 3. С. 72–89.
2. Клеандров М.И. О нефедеральном правосудии Часть I. Следовало ли упразднять конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации? / М.И. Клеандров // Государство и право. 2023. № 6. С. 56–72.
3. Конституционный суд Республики Татарстан: 20 лет на страже Конституции / председатель редколлегии Ф.Г. Хуснутдинов ; члены редколлегии: Р.А. Сахиева, Ф.Р. Волкова, Л.В. Кузьмина [и др.]. Казань : Информационно-издательский центр, 2020. 108 с.
4. Курятников В.В. Конституционный (уставный) совет как специализированный орган правовой охраны конституции (устава) субъекта Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук / В.В. Курятников. Челябинск, 2024. 293 с.
5. Сафина С.Б. Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению / С.Б. Сафина // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 5. С. 41–45.

Остальные статьи