Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: практическая проблема без научного решения
Аннотация
В 2011 г. конституционные (уставные) суды существовали и успешно действовали в 17 субъектах Российской Федерации, а конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами. Однако в входе судебной реформы 2020 г. конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации была упразднена. С этого момента стали возникать новые квазсудебные органы, получившие название конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации. Тем не менее их концептуального научного обоснования в юридической литературе нет и по настоящие время, а отношение к ним ученых-юристов в целом негативное.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конституционное и муниципальное право № 03/2025 |
Страницы | 50-54 |
DOI | 10.18572/1812-3767-2025-3-50-54 |
После принятия 23 декабря 1989 г. Закона Союза ССР «О конституционном надзоре в СССР» началась подготовка к принятию соответствующих законов и созданию органов конституционного надзора в союзных и автономных республиках.
Становление органов конституционного надзора происходило в сложных социально-политических и экономических условиях, иногда ставилась под сомнение даже сама легитимность данных органов на региональном уровне. Предполагалось, что республиканские органы конституционного надзора будут иметь разные названия и, следовательно, разный объем полномочий, что и было реализовано.
В дальнейшем начался процесс преобразования органов конституционного контроля в полноценные конституционные суды. В субъектах Российской Федерации учреждение института конституционного правосудия происходило в трудных и неоднозначных политических реалиях. Это накладывало свой отпечаток на выбор моделей конституционного контроля, обусловливало их своеобразие в разных субъектах Российской Федерации.
За все время своего воплощения в жизнь идеи конституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации всего было образовано 19 конституционных (уставных) судов. Конституциями и уставами 57 субъектов Российской Федерации была предусмотрена возможность создания специализированных органов конституционного контроля. Нарабатывалась важная правоприменительная база, созданная данными органами конституционного судебного контроля.
Однако в ряде регионов создание таких органов встречало сильное противодействие со стороны исполнительной и законодательной властей, а потому некоторые органы конституционного контроля так и не смогли проявить себя должным образом. В то же время деятельность большинства конституционных (уставных) судов была весьма продуктивной. Например, по состоянию на 1 января 2020 г. Конституционный суд Республики Татарстан принял 296 итоговых решений, из которых 87 постановлений и 209 определений. Всего за этот период в Конституционный суд РТ поступило 3 642 обращения (1 485 письменных, 2 157 устных).