Дата публикации: 27.03.2025

Иностранный агент как новый ценз для пассивного избирательного права

Аннотация

В статье анализируются изменения в российском законодательстве, связанные с принятием нового закона, регулирующего институт иностранного агента, и последующие изменения избирательного законодательства в связи с этим. Был выявлен очередной избирательный ценз при реализации пассивного избирательного права в России, который заключается в невозможности физических лиц, которые признаны иностранными агентами, участвовать в выборах на замещение должности в органах публичной власти. Автором были отмечены недостатки, связанные с этим цензом, среди которых расплывчатая формулировка основания для признания иностранным агентом и незакрытый перечень того, что может быть правоприменителем расценено как иностранное влияние (поддержка). Исходя из этого, автором делается вывод о том, что от этого ценза законодателю необходимо отказаться, так как ограничение пассивных избирательных прав граждан в демократическом государстве на основании формулировок закона, содержащих коррупциогенные факторы, недопустимо.




Введение

Анализ избирательных цензов при реализации пассивного избирательного права для государства, провозгласившего себя демократическим, будет актуален в любое время. Там, где есть демократия, всегда будут выборы, а, значит, всегда будут какие-то ограничения. Кроме того, современное российское законодательство меняется довольно быстро под влиянием различных факторов, в том числе отвечая на те вызовы, которые стоят перед нашей страной в последние годы. Как показывает анализ всех этих изменений, они ведут в том числе к увеличению количества избирательных цензов, которые необходимо не только выявлять, так как многие из них могут быть не столь очевидными, но также анализировать объективность и целесообразность их установления.

Одним из таких изменений является принятие Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее — Федеральный закон № 225-ФЗ), что было продиктовано, как указано в пояснительной записке к законопроекту, целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также для обеспечения «безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод граждан Российской Федерации». Федеральный закон функционирует два года, увеличивая с каждым разом количество лиц, которые, по мнению правоприменителей, находятся под иностранным влиянием. Помимо этого, в 2024 г. в избирательное законодательство были внесены изменения Федеральным законом № 99-ФЗ от 15 мая 2024 г. «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ), который окончательно закрепил невозможность замещать иностранными агентами должности в органах публичной власти, в том числе выборные, тем самым уменьшив количество потенциальных кандидатов на выборах всех уровней в России. Статья посвящена анализу нового избирательного ценза при реализации пассивного избирательного права в России — иностранные агенты.

Основная часть

Несмотря на то что в Конституции РФ содержится всего два основных ценза (ч. 3 ст. 32), а также ряд дополнительных, применительно к каждой конкретной выборной должности (для Президента РФ — это ч. 2–3 ст. 81, для депутатов Государственной Думы РФ — это ст. 97), тем не менее законодатель неоднократно расширял и продолжает расширять перечень цензов при реализации пассивного избирательного права, руководствуясь ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, продолжая рассматривать тему избирательных цензов при реализации пассивного избирательного права, был установлен еще один, новый избирательный ценз. Этот ценз — наличие статуса иностранного агента, или иностранного влияния. Указанный ценз был введен вместе с принятием Федерального закона № 225-ФЗ и вступлением в силу Федерального закона № 99-ФЗ.

Список литературы

1. Борисов И.Б. Вмешательство в национальные выборы как сопутствующий фактор демократических процессов в глобальном мире / И.Б. Борисов // Гражданин. Выборы. Власть. 2021. № 3 (21). С. 107–124.
2. Кондрашев А.А. Иностранные агенты в России: как заимствованный американский правовой институт приобрел иной смысл в российском законодательстве и правоприменительной практике / А.А. Кондрашев // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 4 (143). С.
3. Марачева В.А. Контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием: новый закон, и что ждет «потенциальных» иностранных агентов / В.А. Марачева // Аграрное и земельное право. 2022. № 8 (212). С. 45–47.
4. Draffen, C., Ng Y-F. Foreign Agent Registration Schemes in Australia and the United States: The Scope, Risk and Limitations of Transparency / C. Draffen, Y-F. Ng // University of New South Wales Law Journal. 2020. Vol. 43 (4). P. 1101–1136.
5. Youvan, D.C. The Irony of FARA Enforcement: The Kennedys, Nazis, and AIPAC / D.C. Youvan. DOI: 10.13140/RG.2.2.20606.60484 URL: <a href="https://www.researchgate.net/publication/382108673_The_Irony_of_FARA_Enforcement_The_Kennedys_Nazis_and_AIPAC" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/382108673_The_Irony_of_FARA_Enforcement_The_Kennedys_Nazis_and_AIPAC</a> (date of access:

Остальные статьи