Дата публикации: 27.03.2025

Бойтесь данайцев, дары приносящих: принцип народного представительства в социальном государстве

Аннотация

В настоящей статье исследуется проблема искажения принципа народного представительства в социальном государстве на примере четырех государств — России, Казахстана, Украины и Молдовы. В указанных государствах президент непосредственно управляет социальной политикой, определяет ее направления, шаги, в некоторых случаях — конкретные размеры мер социальной поддержки. Прямое регулирование президентом всей социальной политики с помощью различных инструментов приводит к тому, что социальные ожидания избирателей и народа в целом связываются непосредственно с главой государства, а не представительным органом. В данном материале автор выдвигает гипотезу: полное управление президентом социальной политикой приводит к подмене президентом принципа народного представительства. Президент получает возможность формировать не только собственную социальную и электоральную базу, но и группы населения, которые непосредственно зависимы от его решений. Социальная политика главы государства становится инструментом последующей легитимизации любых государственных решений президента, включая преодоления ограничения каденций.




Введение

Принцип социального государства воспринимается как некое безусловное благо, неотъемлемая и естественная характеристика многих современных правопорядков, которые закрепляют данный принцип на самом высоком — конституционном — уровне. Однако само по себе безусловное благо не делает автоматически благими цели достижения. Ф.А. фон Хайек утверждал, что «стоит лишь признать какую-то цель государства оправданной, как тут же делается вывод, что для ее достижения могут быть правомерно использованы даже методы, несовместимые с принципами свободы». В настоящей статье можно согласиться с тем, что конституционный принцип социального государства является благом и естественной характеристикой многих современных государств, сделав оговорку, что социальное государство может строиться только на фундаменте государства правового. В отношении принципа социального государства важно не только его формальное закрепление в конституциях, но также используемые инструменты реализации, в особенности роль институтов власти в социальной политике. Проблему реализации принципа социального государства и социальности как характеристики государства можно назвать чувствительной ввиду прямой и неразрывной связи с жизнедеятельностью человека, в некоторых случаях с его выживанием и зависимостью ряда групп от мер социальной поддержки. Существенная зависимость групп населения от социальной поддержки, а значит, и от того института, который непосредственно осуществляет социальное распределение, не может не влиять на такие важные для правового государства принципы, как народное представительство, народовластие и разделение властей. Очевидно, что, если социальная политика станет компетенцией одного лишь института или органа власти, будет велик соблазн в том, чтобы злоупотребить таким положением: «социальный распределитель» с помощью апелляции непосредственно к народу может обеспечивать себе электоральную поддержку, переизбрание, в некоторых случаях — устранить конституционные ограничения своей каденции. Тем более данная проблема усугубляется, если у такого института власти отсутствуют должные сдержки и противовесы со стороны других институтов, что позволяет ему монополизировать сферу социальной политики.

В первую очередь вышеуказанный риск касается непосредственно органов, которые напрямую избираются населением, — президента, парламента (в случае с двухпалатными парламентами — избираемый населением («нижней») палатой). Народное представительство прочно ассоциируется с законодательным органом, поскольку именно коллегиальный и избираемый непосредственно народом орган (как минимум одна из палат) по своей природе может представлять самые различные интересы, предпочтения и точки зрения. Однако «конкуренцию» такому органу может составить всенародно избираемый президент, в особенности, если иметь в виду институционально сильного президента. Законодательный орган, обладающий полномочиями принимать акты более высокой юридической силы, чем президентские указы, призван интегрировать и представлять интересы различных социальных групп. Это делает парламент более гибким и способным учитывать многообразие мнений и потребностей. Напротив, единоличное решение главы государства, принимающего решения по вопросам социальной политики, может не учитывать эти разнообразные интересы, что приводит к ослаблению демократических механизмов. В результате решения принимаются без должного учета мнений и потребностей различных групп населения, что ставит под сомнение саму природу народного представительства и в конечном счете народовластия. Принцип народного представительства является неотъемлемой частью системы сдержек и противовесов: избираемость ряда публичных должностей призвана быть одной из основ демократического режима и выступать в качестве сдержек от концентрации власти и государственного произвола. В случае если существенная часть населения оказывается зависимой от мер государственной поддержки, которую распределяет один властный институт, едва ли можно говорить о независимом политическом выборе. В таком случае принцип народного представительства не выполняет роль противовеса, детерминирует противоположные процессы, способствуя демократической легитимации решений, которые могут оказаться неконституционными. Иными словами, не выполняет изначальную роль.

Список литературы

1. Хайек Ф.А. фон. Конституция свободы / Ф.А. фон Хайек ; перевод с английского Б. Пинскер. Москва : Новое издательство, 2018. 525 с.
2. Shugart, M.S. Semi-Presidential Systems: Dual Executive And Mixed Authority Patterns / M.S. Shugart // French Politics. 2005. Vol. 3. P. 323–335.
3. Linz, J. The Perils of Presidentialism / J. Linz // Journal of Democracy. 1990. № 1. P. 60–64.
4. Konitzer-Smirnov, A. Economic voting in Russia’s Regions: are Governors Accountable for Regional Performance? : Doctoral Dissertation / A. Konitzer-Smirnov. University of Pittsburgh, 2002.
5. Brunarska, Z. Socio-economic Dependence on the state and voting behavior in Russia / Z. Brunarska // Studia Humanistyczne AGH. 2020. Vol. 19/1. P. 105–124.
6. Штыков П. Классическая типология систем правления и недемократический президенциализм: Опыт Евразии / П. Штыков // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 4 (125). С. 108–130.
7. Шеппели К.Л. Защита социальных прав с позиций реальной политики / К.Л. Шеппели // Конституционное правосудие и социальное государство : сборник докладов. Москва : ИПиП, 2003. С. 43–74.
8. Шайо А. Конституция свободы: введение в юридический конституционализм / А. Шайо, Р. Уитц ; перевод с английского Д.В. Сичинавы и Е.А. Захаровой. Москва : Институт права и публичной политики, 2021. 579 с.
9. Шайо А. Как верховенство права погубило реформу социальной защиты в Венгрии / А. Шайо // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 2 (15). С. 2–11.
10. Холмс С. Посткоммунистический институт президента / С. Холмс // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1994. № 5 (6). С. 53–57.
11. Холмс С. Посткоммунистический институт президента / С. Холмс // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. № 4 (5). С. 53–56.
12. Авакьян С.А. Народное представительство и парламентаризм / С.А. Авакьян // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 9 (61). С. 37–48.
13. Троицкая А.А. Селективная рациональность? Аргументация Конституционного Суда РФ о сроках полномочий Президента в зеркале когнитивистики / А.А. Троицкая // Сравнительное конституционное обозрение. 2021. № 1 (140). С. 84–99.
14. Сухова М.С. Субнациональная государственная состоятельность и провластное голосование в России / М.С. Сухова // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2023. № 2 (109). С. 113–129.
15. Старостина И.А. Народное представительство: современные конституционно-правовые подходы / И.А. Старостина // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2019. № 5. С. 36–49.
16. Смилов Д. Популизм как антипатернализм / Д. Смилов // Сравнительное конституционное обозрение. 2019. № 3 (130). С. 15–26.
17. Партлетт У. Постсоветское суперпрезидентство / У. Партлетт // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3 (124). С. 103–123.
18. Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства / М.А. Краснов // Труды по россиеведению. 2014. № 5. С. 269–293.
19. Брикульский И.А. Беспощадная непреложность рецепции: был ли заимствован институт президентства в России? / И.А. Брикульский // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 10. С. 53–61.
20. Брикульский И. Постсоветское президентство: искушение социальными полномочиями / И. Брикульский // Сравнительное конституционное обозрение. 2023. № 6 (157). С. 66–89.
21. Авакьян С.А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С.А. Авакьян. Москва : Юстицинформ, 2022. 483 с.

Остальные статьи