Дата публикации: 13.02.2025

Нравственная устойчивость личности несовершеннолетних осужденных

Аннотация

В статье речь идет о влиянии направленности и самооценки на нравственную устойчивость личности на основе анализа исследований отечественных ученых. Авторами рассматривается проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения.




Исправление несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в воспитательной колонии (ВК), в значительной мере зависит от целенаправленных педагогических воздействий, в результате которых у них формируется нравственная устойчивость. Формирование нравственной устойчивости, как отмечает Л.И. Божович, есть прежде всего проблема становления социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Развивая свою концепцию, она особенно подчеркивает значимость для проявления устойчивости индивида таких личностных образований, как направленность и самооценка. В этой связи, по нашему мнению, важно выявить проявления направленности личности несовершеннолетних осужденных, их самооценку и влияние этих психологических образований на нравственную устойчивость правонарушителей. Экспериментальная работа проводилась нами в ВК для несовершеннолетних осужденных (девушек). В качестве одной из методик изучения направленности личности правонарушительниц мы использовали характеристики сотрудников колонии. Характеристики педагогов, по мнению Т.К. Ахаян, могут служить отправным моментом в изучении направленности личности, позволяют судить о проявлениях коллективистской и эгоистической мотивации подростка.

Проводимая нами экспериментальная работа показала, что относительно устойчивые формы нравственного поведения несовершеннолетних правонарушительниц особенно заметны в трудовой, учебной и общественной видах деятельности.

Каждый сотрудник выбранных нами для эксперимента отделений работал в них не один год, поэтому должен достаточно хорошо разбираться в особенностях личности воспитанниц. Им были даны инструкции, которые помогали оценить отношение воспитанниц к успехам коллектива отделения, к своим успехам: «Замечает ли воспитанница, когда нужна ее помощь в общем деле?», «Что ее больше радует, успех коллектива или личный?», «Способна ли она поступиться своими интересами ради общей пользы?», «Как ведет себя, если сталкивается с недостатками других?», «Поддается ли влиянию отрицательно направленных групп?» и т. д.

Обработка полученных характеристик включала в себя составление таблицы по каждому звену отделения, куда вносили фамилию, имя воспитанницы, проявления, указанные в характеристике. В процессе анализа семидесяти характеристик несовершеннолетних правонарушительниц было выделено три типа их личностных проявлений по параметру направленности.

1. Положительные, характеризующие коллективистскую направленность: «Ира болеет за честь отделения, радуется его успехам» или «Лена готова оказывать помощь другим воспитанницам».

Список литературы

1. Ахаян Т.К. Характеристика подростка классным руководителем как средство изучения общественной направленности учащихся / Т.К. Ахаян // О нравственном воспитании. Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена. 1
2. Божович Л.И. Устойчивость личности, процесс и условия ее формирования / Л.И. Божович // XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 35. Москва : Наука, 1966. С. 110.
3. Вилкова А.В. Гендерная концепция и методология формирования духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола : диссертация доктора педагогических наук / А.В. Вилкова. Великий Новгород, 2016. 444 с.
4. Литвишков В.М. Особенности социально-образовательной среды воспитательных колоний в формировании духовно-нравственных ценностей несовершеннолетних осужденных женского пола / А.В. Вилкова, В.М. Литвишков // Международный пенитенциарный журнал. 2017. Т. 3.

Остальные статьи