Дата публикации: 13.02.2025

Профилактика педагогической запущенности несовершеннолетних осужденных

Аннотация

В статье речь идет о единстве теории и практики в предупреждении педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних осужденных, рассматриваются работы, посвященные изучению личности несовершеннолетнего делинквента и коррекции девиантного поведения.




Профилактическое направление является, как известно, одной из характерных черт общественных институтов в борьбе с педагогической запущенностью и правонарушениями несовершеннолетних. Однако следует подчеркнуть, что объект изучения представляет интерес для многих наук — социологии, педагогики, психологии, юриспруденции, медицины, и как свидетельствуют данные литературы, односторонность рассмотрения каждым специалистом в отдельности общей проблемы не дает полной картины о сложном явлении, каковым является трудновоспитуемость.

В настоящее время имеются и результаты мультидисциплинарных исследований. Это работы, отражающие социально-психолого-педагогический аспект трудновоспитуемости как теоретического, так и практического направлений. В.С. Головин, В.И. Войтко фиксируют внимание на социальной значимости проблемы и намечают пути разрешения ее. И.П. Башкатов, В.П. Пирожков, В.И. Игнатенко и другие исследователи рассматривают особенности взаимоотношений социально-педагогически запущенных подростков в различных общностях: ученических коллективах, группах несовершеннолетних правонарушителей и т.д. В.А. Лелеков делится опытом организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в условиях большого города.

Интересны работы, посвященные изучению личности несовершеннолетнего делинквента и коррекции девиантного поведения. В них разбираются социо- и патогенез личности несовершеннолетних правонарушителей, нравственная мотивация, самооценка, самосознание, механизм самоутверждения подростков, а также пути и средства психолого-педагогической коррекции.

Планы экономического и социального развития России предусматривают формирование нового человека — патриота. Однако пьянство, стяжательство, нездоровые отношения между мужчиной и женщиной и т.п., бытующие в микросоциальной среде, временное неблагоприятное стечение обстоятельств могут способствовать развитию уродливой личности с открытыми и скрытыми антиподами морали. В таких случаях нарушение нравственных принципов нашего общежития неизбежно. Вот почему вопросы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних являются предметом исследования многих специалистов.

В России всегда уделялось особое внимание проблеме воспитания подрастающего поколения, включая и профилактику отклоняющегося поведения, о чем, например, свидетельствуют меры борьбы с беспризорностью в период после революции 1917 г. Возглавлял этот участок работы председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф.Э. Дзержинский.

Список литературы

1. Быков А.В. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных мужского пола / А.В. Быков, А.В. Вилкова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 12 (199). С. 13–19.
2. Вилкова А.В. Модели планов внеурочной деятельности в воспитательной колонии для несовершеннолетних осужденных / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 2 / члены редакционной коллег
3. Вилкова А.В. Психолого-педагогическая система организации исправления несовершеннолетних осужденных / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 3 / члены редакционной коллегии: Н.В. Р
4. Тищенко Ю.Ю. Трудновоспитуемость несовершеннолетних: социальные и психологические аспекты / Ю.Ю. Тищенко // Вестник Самарского юридического института. 2024. № 5 (61). С. 97–101.
5. Фадеева С.А. Диагностика личностного роста несовершеннолетнего осужденного / А.В. Вилкова, С.А. Фадеева // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. Научно-практическое ежеквартальное издание. Вып. 4 / члены редакционной коллегии: Н.В. Румянцев, А.В. Вилкова, С.

Остальные статьи