Профилактика педагогической запущенности несовершеннолетних осужденных
Аннотация
В статье речь идет о единстве теории и практики в предупреждении педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних осужденных, рассматриваются работы, посвященные изучению личности несовершеннолетнего делинквента и коррекции девиантного поведения.
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 02/2025 |
Страницы | 22-23 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-2-22-23 |
Профилактическое направление является, как известно, одной из характерных черт общественных институтов в борьбе с педагогической запущенностью и правонарушениями несовершеннолетних. Однако следует подчеркнуть, что объект изучения представляет интерес для многих наук — социологии, педагогики, психологии, юриспруденции, медицины, и как свидетельствуют данные литературы, односторонность рассмотрения каждым специалистом в отдельности общей проблемы не дает полной картины о сложном явлении, каковым является трудновоспитуемость.
В настоящее время имеются и результаты мультидисциплинарных исследований. Это работы, отражающие социально-психолого-педагогический аспект трудновоспитуемости как теоретического, так и практического направлений. В.С. Головин, В.И. Войтко фиксируют внимание на социальной значимости проблемы и намечают пути разрешения ее. И.П. Башкатов, В.П. Пирожков, В.И. Игнатенко и другие исследователи рассматривают особенности взаимоотношений социально-педагогически запущенных подростков в различных общностях: ученических коллективах, группах несовершеннолетних правонарушителей и т.д. В.А. Лелеков делится опытом организации работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в условиях большого города.
Интересны работы, посвященные изучению личности несовершеннолетнего делинквента и коррекции девиантного поведения. В них разбираются социо- и патогенез личности несовершеннолетних правонарушителей, нравственная мотивация, самооценка, самосознание, механизм самоутверждения подростков, а также пути и средства психолого-педагогической коррекции.
Планы экономического и социального развития России предусматривают формирование нового человека — патриота. Однако пьянство, стяжательство, нездоровые отношения между мужчиной и женщиной и т.п., бытующие в микросоциальной среде, временное неблагоприятное стечение обстоятельств могут способствовать развитию уродливой личности с открытыми и скрытыми антиподами морали. В таких случаях нарушение нравственных принципов нашего общежития неизбежно. Вот почему вопросы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних являются предметом исследования многих специалистов.
В России всегда уделялось особое внимание проблеме воспитания подрастающего поколения, включая и профилактику отклоняющегося поведения, о чем, например, свидетельствуют меры борьбы с беспризорностью в период после революции 1917 г. Возглавлял этот участок работы председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф.Э. Дзержинский.