Дата публикации: 12.02.2025

Психологические аспекты начального этапа служебной деятельности оперуполномоченного исправительной колонии уголовно-исполнительной системы

Аннотация

В статье рассматриваются основные особенности начальной служебной деятельности молодого оперативного сотрудника исправительного учреждения через призму психологического знания. Раскрывается алгоритм первоначальных действий оперуполномоченного, связанных с изучением учреждения УИС; анализируются наиболее характерные провокационные действия осужденных в отношении молодого оперативного сотрудника; приводятся частые ошибки, допускаемые начинающими оперативниками; формулируются рекомендации по взаимодействию со спецконтингентом в наиболее сложных ситуациях.




Оперативно-розыскная деятельность, являясь, безусловно, разновидностью деятельности социальной, всегда опирается на психологию межличностного взаимодействия, что в конечном итоге определяет ее эффективность. Понимание и использование начинающим оперативным сотрудником уголовно-исполнительной системы (УИС) базовых психологических закономерностей в своей работе позволит ему успешно адаптироваться в новом коллективе и выстроить рабочие конструктивные отношения со спецконтингентом.

После окончания вуза ФСИН России выпускник, освоивший оперативно-розыскную специализацию, как правило, назначается на должность оперуполномоченного оперативного отдела (группы) исправительного учреждения, где за ним закрепляются объекты и линия (линии) оперативного обслуживания. Ввиду отсутствия опыта оперативной работы за выпускником, как правило, закрепляется отряд (отряды) со стабильной оперативной обстановкой, где осужденные выполняют режимные требования, трудоустроены на рабочих объектах учреждения и лояльно относятся к сотрудникам администрации. Кроме того, за молодым сотрудником закрепляется наставник из числа наиболее опытных сотрудников оперативного отдела либо заместитель начальника учреждения, курирующий вопросы оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, выпускнику создаются благоприятные условия для адаптации в новом коллективе, формирования и укрепления навыков взаимодействия со спецконтингентом, развития умений установления психологических контактов с осужденными.

Представление осужденным нового оперуполномоченного, который будет закреплен за отрядом, может происходить по-разному. На плацу учреждения либо в расположении отряда заместитель начальника учреждения или начальник оперативного отдела представляет осужденным отряда молодого оперативника. Либо в оперативный отдел может быть вызван старший дневальный отряда, которому сообщается информация о новом курирующем оперуполномоченном для того, чтобы он довел информацию до осужденных отряда. В любом случае оперуполномоченный должен быть готовым к тому, чтобы выступить перед осужденными отряда, представиться, довести краткую информацию о своих основных требованиях к осужденным, продемонстрировать свою готовность к выстраиванию рабочих и конструктивных отношений с ними. Это выступление целесообразно подготовить заранее, чтобы речь оперативника воспринималась уверенной, лаконичной и содержательной. Целесообразно спросить совета у наставника относительно моментов, на которые нужно сделать акцент в своем представлении.

Знакомство с закрепленными объектами и их эффективное оперативное обслуживание предполагает их регулярный обход. Важно понимать, что обходы будут сопровождаться зрительными и вербальными контактами с осужденными, поэтому начинающий оперативник должен в первую очередь обращать внимание на свой внешний вид и культуру речи. Сотрудник в мятой, грязной форме либо в смешанной форме одежды, имеющий неаккуратную прическу лишает себя морального права предъявлять какие-то требования к внешнему виду осужденных. То же самое касается его речи. Личный пример — это базовый педагогический метод воздействия на осужденных, который должен понять и освоить начинающий оперативник. В противном случае осужденные легко могут поставить его в неудобное положение провокационными вопросами.

Молодому оперуполномоченному, как показывает практика, целесообразно начать знакомство с обстановкой в отряде посредством регулярных обходов его помещений, в ходе которых он будет иметь возможность лично оценить бытовые условия проживания осужденных, наличие и состояние спальных мест, прикроватных тумбочек (беглый осмотр может позволить оценить соответствие находящихся там вещей требованиям ПВР), уровень санитарно-гигиенических условий, оснащенность комнаты проведения воспитательной работы, иных бытовых помещений, состояние информационных стендов, соблюдение осужденными распорядка дня, правил взаимоотношений и требований к внешнему виду, наличие запрещенных предметов, степень распространения норм криминальной субкультуры среди осужденных (например, наличие так называемых атасников, палевщиков, заблаговременно предупреждающих остальных осужденных о прибытии оперативного сотрудника в расположение отряда и т.д.). При обходах целесообразно использовать видеорегистратор. Регулярное посещение отряда создает благоприятные условия для общения со всеми осужденными и снижает настороженность спецконтингента в случае прибытия оперативного сотрудника в расположение отряда.

Список литературы

1. Белых-Силаев Д.В. Тактика установления психологического контакта и оказания влияния на личность при проведении оперативно-розыскных мероприятий в особых условиях / Д.В. Белых-Силаев // Юридическая психология. 2023. № 3. С. 2–7.
2. Вилкова А.В. Анализ эмпирического исследования межличностных отношений в среде осужденных / А.В. Вилкова, Д.В. Лукашенко // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 3. С. 18–23.
3. Овчинников О.М. Психолого-педагогические аспекты профилактической работы оперативного сотрудника уголовно-исполнительной системы / О.М. Овчинников // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2021. № 5. С. 136–139.

Остальные статьи