Дата публикации: 13.02.2025

Некоторые вопросы криминологической характеристики преступника, совершившего рецидивное преступление

Аннотация

В статье отмечается, что сложность и острота проблемы существования в обществе рецидивной преступности порождают целесообразность системного подхода к ее изучению. Цель исследования состоит в структурно-теоретической оценке криминологических характеристик личности преступника-рецидивиста. Определяющее значение приобретает криминологический анализ личности как исполнителя специфической социальной роли, как субъекта общественных отношений с общественной опасной социальной активностью для общества. Лицо, повторно совершающее преступление, имеет устойчивые негативные признаки поведения. В связи с этим автором установлено, что во время нахождения в местах лишения свободы, сознание и поведение человека подстраиваются под окружающую антисоциальную обстановку, и чем длительней человек находится в изоляции от общества вместе с лицами с таким же делинквентным поведением, тем трудней и дольше происходит ресоциализация. Таким образом, криминологическое изучение личности преступника, совершившего рецидивное преступление, должно осуществляться с целью принятия решения о мерах индивидуальной профилактики при поступлении лица в пенитенциарное учреждение после совершения им первого преступления.




В юридических науках личность преступника является важным объектом исследования. Учитывая исследования о личности в других науках, представители юридической науки применяют их в узконаправленных исследованиях. Результаты ранее проводимых исследований подтверждают, что эмпирический подход к изучению личности преступника, совершившего рецидивное преступление, не приносит желаемых результатов, даже опытные практические работники вынуждены постоянно соотносить свои выводы с данными научных исследований.

Исправление личности в исправительном учреждении во многом способствует формированию активной жизненной позиции. Логично, что личность не только не должна совершать новые преступления, но и должна уметь сопротивляться вредным влияниям, активно проявлять себя в жизни, прежде сего вести себя правомерно. Необходимо искать пути косвенного воздействия через организацию воспитательного процесса с осужденными.

Важным представляется объективное реагирование на совершенное преступление. Анализ, понимание, контроль и предсказание человеческого поведения с использованием научных методов включают наблюдение, постановку эксперимента, тестирование и анализ с целью изучения биологических, познавательных, эмоциональных, личностных и социальных процессов или стимулов, которые определяют человеческое поведение.

Рассмотрение объективных причин недостаточной эффективности всей системы социально-психологического и воспитательного воздействия на личность с противоправным поведением необходимо начинать с анализа деятельности каждого отдельного исправительного учреждения. Следует отметить несовершенство института правового регулирования социально-психологических и воспитательных процессов, происходящих в исправительных учреждениях: жестко ограниченная система поощрений и взысканий; неадекватность сроков наказания и сроков исправления осужденных; освобождение осужденных в некоторых случаях без учета степени их исправленности.

Поведение преступника, совершившего рецидивное преступление, определяется не только его внутренней позицией, но и условиями той среды и чаще всего того ближай­шего микросоциального окружения, которое для него является значимым, главным, определяющим. Попадая после выхода на свободу в качественно новые жизненные условия, освобожден­ный в течение первых месяцев испытывает довольно большие трудности, в частности, идет восстановление прежних социальных связей, по­иск новых, если утрачены старые; определяется социальный ста­тус личности как гражданина, члена семьи; решаются проблемы бытового устройства, т.е. происходит ориентация личности в окружающей социальной среде и первоначальное «вживание» в нее.

Список литературы

1. Александров Б.В. Детерминанты мотивации осужденных к труду в исправительном учреждении / Б.В. Александров, И.А. Кузнецова // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 70. С. 146–149.
2. Антонян Ю.М. Криминология : учебник для вузов / Ю.М. Антонян. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2024. 388 с.
3. Арсаланова А.А. Криминологическая характеристика личности рецидивиста / А.А. Арсаланова // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей : материалы XV Всероссийской молодежной научно-практической конференции (г. Улан-Удэ, 25
4. Арстанова А. На ПМЮФ обсудили роль пенитенциарной политики государства в снижении рецидива / А. Арстанова // Адвокатская газета. 2024. 28 июня.
5. Голубовский В.Ю. Криминальное поведение женщин: психическая и психологическая предрасположенность : монография / В.Ю. Голубовский, Е.В. Кунц. Москва : НИИ ФСИН России, 2023. 250 с.
6. Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология : учебник / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 681 с.
7. Елеонский В.А. Социально-психологические и правовые аспекты исправления и перевоспитания правонарушителей / В.А. Елеонский, Ф.Р. Сундуров. Казань : Издательство Казанского университета, 1976. 143 с.
8. Щепкина Н.К. Как осужденные относятся к образованию? / Н.К. Щепкина // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 64. С. 115–123.
9. Kharitonova, E. Psychology of crime investigation / E. Kharitonova // Praktikum Psuchologia. 2016. № 1. Р. 1–13.

Остальные статьи