Некоторые вопросы криминологической характеристики преступника, совершившего рецидивное преступление
Аннотация
В статье отмечается, что сложность и острота проблемы существования в обществе рецидивной преступности порождают целесообразность системного подхода к ее изучению. Цель исследования состоит в структурно-теоретической оценке криминологических характеристик личности преступника-рецидивиста. Определяющее значение приобретает криминологический анализ личности как исполнителя специфической социальной роли, как субъекта общественных отношений с общественной опасной социальной активностью для общества. Лицо, повторно совершающее преступление, имеет устойчивые негативные признаки поведения. В связи с этим автором установлено, что во время нахождения в местах лишения свободы, сознание и поведение человека подстраиваются под окружающую антисоциальную обстановку, и чем длительней человек находится в изоляции от общества вместе с лицами с таким же делинквентным поведением, тем трудней и дольше происходит ресоциализация. Таким образом, криминологическое изучение личности преступника, совершившего рецидивное преступление, должно осуществляться с целью принятия решения о мерах индивидуальной профилактики при поступлении лица в пенитенциарное учреждение после совершения им первого преступления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 02/2025 |
Страницы | 12-15 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-2-12-15 |
В юридических науках личность преступника является важным объектом исследования. Учитывая исследования о личности в других науках, представители юридической науки применяют их в узконаправленных исследованиях. Результаты ранее проводимых исследований подтверждают, что эмпирический подход к изучению личности преступника, совершившего рецидивное преступление, не приносит желаемых результатов, даже опытные практические работники вынуждены постоянно соотносить свои выводы с данными научных исследований.
Исправление личности в исправительном учреждении во многом способствует формированию активной жизненной позиции. Логично, что личность не только не должна совершать новые преступления, но и должна уметь сопротивляться вредным влияниям, активно проявлять себя в жизни, прежде сего вести себя правомерно. Необходимо искать пути косвенного воздействия через организацию воспитательного процесса с осужденными.
Важным представляется объективное реагирование на совершенное преступление. Анализ, понимание, контроль и предсказание человеческого поведения с использованием научных методов включают наблюдение, постановку эксперимента, тестирование и анализ с целью изучения биологических, познавательных, эмоциональных, личностных и социальных процессов или стимулов, которые определяют человеческое поведение.
Рассмотрение объективных причин недостаточной эффективности всей системы социально-психологического и воспитательного воздействия на личность с противоправным поведением необходимо начинать с анализа деятельности каждого отдельного исправительного учреждения. Следует отметить несовершенство института правового регулирования социально-психологических и воспитательных процессов, происходящих в исправительных учреждениях: жестко ограниченная система поощрений и взысканий; неадекватность сроков наказания и сроков исправления осужденных; освобождение осужденных в некоторых случаях без учета степени их исправленности.
Поведение преступника, совершившего рецидивное преступление, определяется не только его внутренней позицией, но и условиями той среды и чаще всего того ближайшего микросоциального окружения, которое для него является значимым, главным, определяющим. Попадая после выхода на свободу в качественно новые жизненные условия, освобожденный в течение первых месяцев испытывает довольно большие трудности, в частности, идет восстановление прежних социальных связей, поиск новых, если утрачены старые; определяется социальный статус личности как гражданина, члена семьи; решаются проблемы бытового устройства, т.е. происходит ориентация личности в окружающей социальной среде и первоначальное «вживание» в нее.