Дата публикации: 13.02.2025

Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: современное состояние и возможные направления развития

Аннотация

В статье анализируется современное состояние института наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Актуальность темы исследования определяется тем, что правоохранительный характер службы, специфика деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сложность организационной структуры, многоплановость и многофункциональность деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России, исключительно трудные условия работы, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с осужденными и лицами, заключенными под стражу, обусловливают не только набор требований к личностным и деловым качествам, уровню профессиональной подготовленности персонала уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и необходимость оптимальной организации процесса профессиональной адаптации молодых сотрудников, принимаемых на службу в учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний России. По итогам проведенного исследования в статье приводится ряд обобщений, определяющих возможные направления развития института наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.




Наставничество как социальное явление существует на протяжении многих веков. Оно сопровождало жизнь людей на всех этапах общественного развития, представляя в своей основе процесс передачи опыта от старшего поколения к младшему. Обобщая определения наставничества, сформулированные в различных трудах отечественных и зарубежных ученых, следует отметить, что наставничество — это особый вид социально-педагогической деятельности, в которой присутствуют элементы духовно-нравственного воспитания, профессионального обучения, психологической поддержки. Наставничество — это сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя профессии, опыта на человека, проходящего становление в своей профессиональной жизни. Это всегда внутренняя, очень мотивированная форма взаимодействия сторон. И наставник, и наставляемый нуждаются друг в друге, оба реализуют себя благодаря этому взаимодействию.

Идея о наставничестве как о важном институте, занимающемся профессиональной подготовкой молодых кадров, представляется весьма актуальной и перспективной. Наставничество, как процесс обучения и передачи опыта при непосредственном погружении в служебную деятельность, явление далеко не новое и хорошо себя зарекомендовавшее. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе является неотъемлемым элементом кадровой политики, важным средством воспитания и обучения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) посредством кадровой технологии, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития. Учитывая сказанное, можно отметить, что тенденции наставнической деятельности в учреждениях и органах ФСИН России во многом являются производными от процессов кадровой политики, проводимой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС), объективных факторов, влияющих на формирование кадрового потенциала.

Необходимо отметить, что до 2024 г. общие подходы организации наставничества в УИС, цели и задачи данного института были определены в Положении о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (далее — Положение). С отменой данного приказа утратило силу и Положение. Между тем до утверждения нового положения, регламентирующего организацию наставничества в УИС, по всей видимости, действует порядок, установленный ранее.

В последние годы руководством ФСИН России неоднократно на совещаниях различного уровня отмечался рост некомплекта в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это напрямую влияет и на современное состояние наставнической деятельности в УИС, определяет приведенные ниже тенденции.

В Федеральной службе исполнения наказаний наставничество устанавливается в отношении следующих категорий подшефных:

Список литературы

1. Дроздова Е.А. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе: социально-правовой аспект / Е.А. Дроздова, А.В. Аксенова // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 4. С. 253255.
2. Ерофеева М.А. Формирование коммуникативно-педагогической компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы средствами профессионального наставничества : монография / М.А. Ерофеева, М.В. Лебедев. Москва : Юрайт, 2024. 160 с.
3. Кочкина О.В. Наставничество в уголовно-исполнительной системе / О.В. Кочкина // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 1 (3). С. 114–119.
4. Мишустин С.П. Организационно-правовое обеспечение наставничества в работе с кадрами уголовно-исполнительной системы : учебно-методическое пособие / С.П. Мишустин, М.С. Нурбаев. Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2015. 52 c.

Остальные статьи