Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: современное состояние и возможные направления развития
Аннотация
В статье анализируется современное состояние института наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Актуальность темы исследования определяется тем, что правоохранительный характер службы, специфика деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сложность организационной структуры, многоплановость и многофункциональность деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России, исключительно трудные условия работы, связанные с необходимостью постоянного взаимодействия с осужденными и лицами, заключенными под стражу, обусловливают не только набор требований к личностным и деловым качествам, уровню профессиональной подготовленности персонала уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, но и необходимость оптимальной организации процесса профессиональной адаптации молодых сотрудников, принимаемых на службу в учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний России. По итогам проведенного исследования в статье приводится ряд обобщений, определяющих возможные направления развития института наставничества в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 02/2025 |
Страницы | 5-8 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-2-5-8 |
Наставничество как социальное явление существует на протяжении многих веков. Оно сопровождало жизнь людей на всех этапах общественного развития, представляя в своей основе процесс передачи опыта от старшего поколения к младшему. Обобщая определения наставничества, сформулированные в различных трудах отечественных и зарубежных ученых, следует отметить, что наставничество — это особый вид социально-педагогической деятельности, в которой присутствуют элементы духовно-нравственного воспитания, профессионального обучения, психологической поддержки. Наставничество — это сложный симбиоз личного влияния зрелого носителя профессии, опыта на человека, проходящего становление в своей профессиональной жизни. Это всегда внутренняя, очень мотивированная форма взаимодействия сторон. И наставник, и наставляемый нуждаются друг в друге, оба реализуют себя благодаря этому взаимодействию.
Идея о наставничестве как о важном институте, занимающемся профессиональной подготовкой молодых кадров, представляется весьма актуальной и перспективной. Наставничество, как процесс обучения и передачи опыта при непосредственном погружении в служебную деятельность, явление далеко не новое и хорошо себя зарекомендовавшее. Институт наставничества в уголовно-исполнительной системе является неотъемлемым элементом кадровой политики, важным средством воспитания и обучения сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний России (далее — ФСИН России) посредством кадровой технологии, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития. Учитывая сказанное, можно отметить, что тенденции наставнической деятельности в учреждениях и органах ФСИН России во многом являются производными от процессов кадровой политики, проводимой в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС), объективных факторов, влияющих на формирование кадрового потенциала.
Необходимо отметить, что до 2024 г. общие подходы организации наставничества в УИС, цели и задачи данного института были определены в Положении о наставничестве в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденном Приказом ФСИН России от 28 декабря 2010 г. № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (далее — Положение). С отменой данного приказа утратило силу и Положение. Между тем до утверждения нового положения, регламентирующего организацию наставничества в УИС, по всей видимости, действует порядок, установленный ранее.
В последние годы руководством ФСИН России неоднократно на совещаниях различного уровня отмечался рост некомплекта в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Это напрямую влияет и на современное состояние наставнической деятельности в УИС, определяет приведенные ниже тенденции.
В Федеральной службе исполнения наказаний наставничество устанавливается в отношении следующих категорий подшефных: