Об особенностях исполнения и передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
Аннотация
Статья посвящена Конвенции государств — участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Проводится сравнительно-правовой анализ наказаний, не связанных с лишением свободы, между законодательствами некоторых государств — участников Содружества Независимых Государств.
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 02/2025 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2025-2-2-4 |
Параллельно с развитием человеческой цивилизации трансформировался и многовековой институт наказаний за преступления. Вследствие этих изменений уголовные законодательства современных государств всё более руководствовались принципами справедливости и гуманности при назначении наказаний. В современном обществе актуальна дискуссия о назначении более «мягких» наказаний, которые без изоляции осужденного от общества смогли бы достичь целей наказания.
Данный подход охватил международное сообщество еще в XX в. Ярким примером данного процесса являются «Токийские правила», где акцент делается именно на такие наказания.
11 октября 2019 г. была подписана Конвенция государств — участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы» (далее — Конвенция). Конвенцию подписали все государства — участники Содружества Независимых Государств (СНГ), кроме Республик Азербайджан, Молдова и Таджикистан. Конвенция стала имплементироваться в Российской Федерации относительно недавно — 10 апреля 2024 г., в Республике Казахстан (РК) — 19 апреля 2021 г., в Республике Беларусь (РБ) — 17 июля 2020 г., в Кыргызской Республике (КР) — 4 декабря 2020 г. 27 октября 2020 г. Решением Конституционного суда Республики Армения (РА) № ПКС-1555 было установлено, что Конвенция Конституции РА не противоречит. Согласно ч. 1 ст. 3 Конвенции, любой осужденный (который фактически может являться субъектом Конвенции) должен информироваться о положениях данной Конвенции и о правовых последствиях.
По сути, данная Конвенция может снизить нагрузку уголовно-исправительной системы Российской Федерации). Тем более что из Распоряжения Правительства РФ следует, что необходимо снизить количество осужденных, находящихся в уголовно-исполнительных учреждениях, к 2024 г. до 400 тыс. человек, к 2030 г. — от 250 тыс. до 300 тыс. человек. Чтобы добиться таких результатов, необходимо применить более эффективные меры предупреждения преступлений или снизить количество заключенных путем активного применения альтернативных мер лишения свободы (наказания без изоляции от общества). Согласно статистическим данным, в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства за 2020 г. было совершено 34 тыс. 400 преступлений, за 2022 г. — 40 тыс. 154, за 2023 г. — 38 тыс. 936 преступлений. При этом, согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, в 2023 г. гражданами стран СНГ совершено 83,5% преступлений от общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.
В дополнение к сказанному большая часть иностранных граждан (СНГ) осуждена по ст. 327УКРФ, т.е. каждый четвертый. Согласно данным судебной статистики, за 2023 г. осуждено 20 тыс. 529 граждан СНГ, из них 62,8% граждан СНГ были приговорены к мерам без изоляции от общества.