Право обвиняемого на версию: бремя и пределы ее доказывания в судебном разбирательстве по уголовному делу
Аннотация
В научной статье исследована проблема толкования судами версии стороны защиты в уголовном процессе. Обращено внимание, что такая версия является самостоятельным предметом проверки в рамках судебного разбирательства по уголовному делу. Указано на недопустимость произвольного отказа суда от проверки судебной версии стороны защиты в рамках исследования и оценки доказательств по уголовному делу. Высказаны соображения в отношении бремени доказывания указанной версии в контексте реализации обвиняемым (подсудимым) права на защиту от обвинения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2025 |
Страницы | 33-38 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-2-33-38 |
Проблемы доказывания в уголовном процессе не утрачивают своего юридического значения. Подтверждение тому можно найти в многочисленных примерах судебной практики и на страницах юридической прессы. Так называемые «резонансные» уголовные дела привлекают интерес общественности ввиду той полемики, которая складывается между сторонами обвинения и защиты в суде по поводу доказанности или недоказанности тех или иных событий, поступков людей. От проверки версии защиты судом зависит вопрос о виновности, итоговый приговор, в конечном итоге – свобода и репутация обвиняемого (подсудимого). Хотя тема доказывания исследована маститыми теоретиками уголовного процесса, не лишним будет акцентировать внимание на деталях указанной тематики.
Итак, пределы судебного разбирательства в уголовном процессе регламентированы нормой ст. 252 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) таким образом, что обвинительная власть не имеет возможности использовать процесс по уголовному делу для выяснения обстоятельств, выходящих за пределы выдвинутого обвинителем обвинения. В данной норме проявляется действие принципов законности и обеспечения обвиняемому (подсудимому) права на защиту, отражено назначение уголовного судопроизводства. Вместе с тем ограничена ли сторона защиты в выдвижении своей версии, а также относительно ее проверки в судебном разбирательстве? Возможен ли переход бремени доказывания по уголовному делу на сторону защиты, соответственно, в пределах выдвинутой версии? По результатам практического изучения данных вопросов следует отметить следующее.
Некоторые судьи толкуют ст. 252 УПК РФ так, что исключают возможность самостоятельной проверки версии защиты. Такая позиция мотивирована, в частности, тем, что в отличие от алиби (п. 1 ст. 5 УПК РФ), термину «версия» не дано определение в УПК РФ. Одновременно с этим ч. 1 ст. 73 УПК РФ сформулирована как норма-цель для следователя (дознавателя), суда, но не для стороны защиты. Что тогда доказывается версией защиты?
Иные судьи признают версию как ряд доводов, приводимых в судебном разбирательстве в обоснование невиновности обвиняемого (ч. 2 ст. 14 УПК РФ). В таком аспекте судебная версия защиты часто проверяется вне собственной логики (как связь юридических фактов, поступков людей в свете определенных обстоятельств), выборочно: отдельные доводы защиты сопоставляются с доказательствами, представленными стороной обвинения.
Обобщив судебные постановления Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, признаем возможность выдвижения и оценки судебной версии защиты. Судебная версия стороны защиты может содержать толкование как указанных, так и не указанных в фабуле обвинения обстоятельств, значимых для данного уголовного дела. Она может содержать только заявление о непричастности обвиняемого к преступлению.