Почему о позитивной ответственности личности, а не суда?
Аннотация
Критический отклик на статью секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации, председателя Совета судей Российской Федерации В.В. Момотова о необходимости реализации «позитивной ответственности личности». Это понятие рождено в тиши научных кабинетов и разделяется не всеми учеными. Показаны практические угрозы законности и принципу взаимной ответственности личности и государства при использовании этого дискуссионного понятия в судебной практике.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2025 |
Страницы | 27-32 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-2-27-32 |
В журнале «Российская юстиция» была опубликована статья В.В. Момотова «Позитивная ответственность как форма социальной ответственности личности в механизме правового воздействия: доктрина и судебная практика». На очередную статью о позитивной юридической ответственности можно было бы не обращать внимания, при том что о несостоятельности этого понятия опубликованы солидные работы. Если бы не должностной статус автора статьи – секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, председатель Совета судей Российской Федерации. Следовательно, в статье – не очередная дань вошедшему в моду юридической науки понятию, а направление правоприменительной политики.
Из названия статьи следует, что позитивная юридическая ответственность – бремя личности, но не органов государства и должностных лиц, и тем более – не судей. В начале статьи сказано о двустороннем характере социальной ответственности. Но сразу же личности указано на ее место против государства: «Вне всякого сомнения, последние вправе предъявлять определенные требования к государству. Однако и их собственное поведение как участников правоотношений должно быть ответственным».
В статье напоминаются известные положения о позитивной ответственности как о сознательном, добросовестном, честном отношении субъекта к своему долгу, правам и обязанностям, о высоком уровне правосознания субъекта, отличающем позитивную ответственность от негативной ответственности, т.е. ответственности за уже совершенное противоправное деяние. Собственное содержание статьи – в примерах необходимости неблагоприятных последствий и наказаний для личности на основании «позитивной ответственности»:
1) противоречивая и непоследовательная позиция стороны в арбитражном деле при представлении доказательств;
2) злоупотребление процессуальными правами, против чего должна применяться ч. 2 ст. 111 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), согласно которой арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей;