Признание судом обвинения как неконкретного и его последствия
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с предъявлением обвиняемому неконкретного обвинения и последствиями предъявления такого обвинения. Отмечается, что право обвиняемого знать, в чем именно его обвиняют, является основой его успешной защиты на различных стадиях уголовного судопроизводства. А неконкретность обвинения нарушает не только право обвиняемого на защиту, но и положения принципа презумпции невиновности, а также свидетельствует о несоответствии таких процессуальных документов, как постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение, требованиям УПК РФ. В результате проведенного исследования отмечено, что нарушение требования о конкретности обвинения признается существенным нарушением УПК РФ, влекущим определенные негативные последствия. В статье проанализированы ситуации, при которых суды первой инстанции возвращали уголовные дела прокурору при неконкретности обвинения, а суды вышестоящих инстанций отменяли вынесенные приговоры.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2025 |
Страницы | 21-26 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-2-21-26 |
Основным участником стороны защиты, которому требуется юридическая помощь в связи с предъявлением уголовно-правовой претензии со стороны государства, является обвиняемый. Обвиняемый в российском уголовном судопроизводстве давно стал полноправным субъектом уголовно-процессуальных отношений, которому предоставляется широкий перечень прав для защиты от предъявленного обвинения. И одним из наиболее важных прав, которое законодатель поставил первым в ч. 4 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ), является право обвиняемого знать, в чем он обвиняется, и получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления.
Представляется, что такой выбор законодателя не является случайным. Обвиняемому для того, чтобы успешно защищаться от предъявленного обвинения, в том числе путем реализации многочисленных прав, закрепленных в ч. 4 ст. 47 УПК РФ, нужно знать, от чего именно защищаться, и понимать сущность направленной против него уголовно-правовой претензии. Без знания, а также полного, четкого и однозначного понимания предъявленного обвинения невозможно подготовить правовую позицию, заявить об алиби, оспорить способ совершения преступления, привлечь необходимых свидетелей, специалистов и т.д.
При этом один лишь факт ознакомления обвиняемого с обвинением, сформулированным в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или обвинительном акте (постановлении), и предоставление обвиняемому копии указанных процессуальных документов совсем не означает, что обвиняемый узнал, в чем именно его обвиняют. Поскольку очень многое зависит от того, как сформулировано обвинение, включены ли в него все юридически значимые обстоятельства, не содержит ли оно общих, имеющих множество толкований, фраз и словосочетаний, не раскрытых юридических формулировок и терминов, т.е., является ли оно конкретным.
Из норм УПК РФ следует, что следователь и государственный обвинитель обязаны конкретизировать фактические обстоятельства совершенного преступления, определив, какие преступные действия совершены обвиняемым, с указанием времени, места, способа и иных обстоятельств (ст. 73, 171, 220 УПК РФ). При этом в обвинительном заключении и в приговоре суда должны быть сначала изложены конкретные фактические обстоятельства преступного деяния, имеющие существенное значение (п. 3 ч. 1 ст. 220, ст. 307 УПК РФ), а только после этого может быть дана правовая оценка обвинения (п. 4 ст. 220, ст. 307 УПК РФ).
Нормы УПК РФ, определяющие предмет доказывания и устанавливающие требования, которым должны соответствовать те процессуальные документы, в которых формулируется обвинение (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого и обвинительное заключение), содержат положение о том, что по каждому уголовному делу подлежат доказыванию и отражаются в формулировке обвинения время, место, способ и иные обстоятельства совершения преступления (ст. 73, 171, 220 УПК РФ). Это означает, что закон относит время, место, способ совершения преступления к существенным обстоятельствам общественно-опасного деяния, без которого не может существовать само обвинение (поскольку деяние никогда не совершается вне какого-либо временного промежутка, вне определенной территории и т.д.).