Уголовная ответственность за нарушение патентных прав по ст. 147 УК РФ: проблемы доказывания
Аннотация
Авторы статьи приводят исторический анализ уголовно-правовой защиты общественных отношений, возникающих в связи с нарушением прав по созданию и использованию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, исследуют статистику осужденных лиц по ст. 147 Уголовного кодекса Российской Федерации. На примерах анализа судебной практики и собственного опыта выявляют причины сложности сбора, проверки и оценки доказательств, необходимых для привлечения лиц к уголовной ответственности по ст. 147 Уголовного кодекса Российской Федерации. Констатируют, что анализируемая норма является бланкетной, и без установления факта нарушения IV части Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют все признаки состава преступления. В настоящей статье раскрыты основные проблемы в сборе необходимых доказательств и обоснован способ обеспечения доказательств, образующих состав преступления. Формируется вывод о необходимости усиления межведомственного взаимодействия и внедрения апробированных методических рекомендаций по расследованию данной категории уголовных дел.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2025 |
Страницы | 11-15 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-2-11-15 |
Одним из эффективных способов защиты прав на интеллектуальную собственность является уголовно-правовая ответственность лиц, незаконно использующих изобретение, полезную модель или промышленный образец. История охраны прав интеллектуальной собственности имеет очень глубокие корни, зародившиеся в период царствования Петра I, когда начали выдавать привилегии на изобретения. Исторический путь, определяющий предписание охраны интеллектуальных прав, и первая привилегия появились в 1748 г. Позже законодательное закрепление прав на изобретение было отражено в Манифесте от 17 июня 1812 г. «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Одним из первых источников уголовного права того времени, предусматривающих ответственность за нарушение изобретательских прав, является Уложение 1845 г. «О наказаниях уголовных и исправительных», в котором защите изобретательских прав была посвящена ст. 1788 гл. XIV «О нарушении уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности» разд. VIII «О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния», устанавливающая ответственность за нарушение чьей-либо привилегии на изобретение. В редакции Уложения 1845 г. ст. 1788 была изложена в следующем содержании: «Кто нарушитъ чью-либо привиллегію на изобрѣтеніе, тотъ, сверхъ вознагражденія привиллегированнаго за понесенные имъ отъ того убытки, подвергается: денежному взысканію отъ ста до трехъ сотъ рублей». Значительные изменения в области регулирования общественных отношений, связанных с защитой прав изобретателей, произошли после Октябрьской революции 1917 г. Государство практически присвоило себе основные права на важные изобретения, оставив авторам только признание и охрану их права, а также право на вознаграждение, которое удостоверялось особым авторским свидетельством. Несмотря на то, что в УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. содержались положения, которые были призваны охранять личные неимущественные права авторов, в советский период фактически отсутствовала правовая охрана интеллектуальных прав собственности как личного блага.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) нашего времени за нарушение патентных прав предусмотрена уголовная ответственность по ст. 147 УК РФ, в частности, за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора сущности изобретения, принуждение к соавторству или присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб более 500 000 рублей, наказывается либо штрафом до 200 000 рублей, либо до 2-х лет лишения свободы по ч. 1, и до 5 лет лишения свободы – по ч. 2 указанной статьи. В практике назначение наказания осуществляется с применением условного срока в соответствии с правилами ст. 73 УК РФ.
Если такой способ нарушения патентных прав, как незаконное использование изобретений, не требует пояснения, то с присвоением авторства и принуждению к соавторству, как правило, возникают вопросы. Присвоение авторства считается уголовным деянием, когда лицо, которое не участвовало в разработке изобретения, вписано в патент в качестве правообладателя вместо фактического автора. Также, когда против воли изобретателя в патент вписывают лиц, не имеющих к изобретению отношения, данное деяние считается принуждением к соавторству. При этом способ давления на фактического автора изобретения может быть квалифицирован дополнительно по другой статье Особенной части УК РФ, в соответствии с признаками преступлений, таких как угрозы причинения вреда здоровью, шантаж, побои и другое. Разглашение без согласия автора сущности изобретения может быть совершено путем передачи конкуренту информации о деталях изобретения либо публично на конференции, или опубликование статьи с подробным описанием сущности исследования и результатов, и может стать препятствием автору в получении патента, так как будет нарушен принцип новизны изобретения.