К вопросу о реформировании рынка юридических услуг и сферы оказания юридической помощи
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с реформированием рынка юридических услуг и сферы оказания юридической помощи. Делается вывод о том, что тема обеспечения надлежащего уровня квалифицированности юридической помощи и услуг должна получить свое развитие в процессе реформы рынка юридических услуг как в части требований, предъявляемых к участникам рынка, не являющихся членами адвокатского сообщества, так и внутри самой адвокатуры. Рассматриваются предполагаемые варианты организации профессионального сообщества лиц, оказывающих юридическую помощь и услуги. Эффективное решение вопроса обеспечения права каждого на получение квалифицированной юридической помощи возможно посредством создания единой национальной организационной профессиональной структуры оказания юридической помощи (услуг), роль которой, по мнению автора, должна выполнять адвокатура.
Тип | Статья |
Издание | Адвокатская практика № 02/2025 |
Страницы | 2-6 |
DOI | 10.18572/1999-4826-2025-2-2-6 |
Одной из ключевых проблем в области обеспечения прав и свобод граждан и правового сопровождения деятельности юридических лиц является адекватное регулирование рынка юридических услуг и сферы оказания юридической помощи.
Само название предлагаемой статьи дано нами неслучайно. Полагаем, что именно так, именуя одну часть существующей правовой действительности «рынком юридических услуг», а другую ее часть – «сферой оказания юридической помощи», будет правильно называть сложившуюся в рассматриваемой области реальность. Безусловно, само по себе слово «рынок» юридических услуг, как, впрочем, и слово «услуги» нельзя расценивать как нечто, имеющее отрицательную коннотацию. Наличие рынка, при условии, что его надлежащее регулирование обеспечивает не только конкурентную среду, но и качество оказываемых услуг, является в условиях рыночной экономики весьма естественным и позитивным обстоятельством. Однако проблема как раз и заключается в отсутствии «надлежащего» регулирования. При этом следует учитывать тот фактор, что регулирование это, с учетом специфики самой услуги, как представляется, должно быть построено на независимых и самоуправляемых началах.
Следует признать, что реализация конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) обеспечена действующим законодательством не в полном объеме. С одной стороны, данная гарантия подкреплена наличием такого института, как адвокатура, обеспечивающего не только высокий квалификационный уровень допуска в профессию и к занятию адвокатской деятельностью, но и корпоративном, построенном на самоуправлении, контролем за осуществлением такой деятельности, реализуемым посредством дисциплинарной власти; с другой стороны, при современном правовом устройстве заниматься оказанием юридических услуг может фактически каждый, без какого-либо образовательного ценза и контроля за профессиональной деятельностью.
В истории российского государства эта тема развивалась достаточно однообразно. Анализ историко-правовых источников и законодательства Российской империи наглядно показывает, что попытки урегулировать процессы оказания юридической помощи предпринимались государством постоянно, начиная еще с петровского периода, т.е., задолго до возникновения в 1866 г. адвокатуры в лице присяжных поверенных, с подписанием 20 ноября 1864 г. Александром II Судебных уставов (институт присяжных поверенных регулировался главой второй Учреждений судебных установлений, ст. 353–406). В этой связи примечательным является тот факт, что, с одной стороны, государство не желало широко распространять право на занятие «судохождением по чужим делам», с другой, отсутствие должного правового регулирования данной сферы правовой жизни приводило к тому, что такой деятельностью занимался значительный круг лиц, особенно чиновники, как действующие, так и отставные. Обзор развития института оказания юридических услуг в досоветский период возможно найти в дореволюционной и современной литературе.