Дата публикации: 10.04.2025

Уголовно-правовое понятие цифровой информации, обращающейся в системе здравоохранения

Аннотация

В представленной публикации рассматриваются понятие и значение охраняемой цифровой информации для системы здравоохранения. Отмечается, что с учетом особой ценности персональных данных и сведений, составляющих врачебную тайну, представленных в цифровой форме, происходят неправомерные посягательства на них. Выделяются источники криминальных угроз цифровой информации, обращающейся в системе здравоохранения. В целях выработки единого понятийно-категориального аппарата в сфере оборота цифровой информации в системе здравоохранения проводится исследование дефиниций: компьютерная информация, электронная информация, электронный документ и цифровая информация, устанавливается их разграничение. Формирование единого понятийного аппарата важно для установления норм об ответственности и дифференциации ответственности, а также для правильного понимания и верной квалификации преступлений. Обосновывается, что понятие «цифровая информация» является наиболее подходящим. Формулируются определения понятий «цифровые данные» и «цифровая информация», которые дополнят как уголовно-правовую доктрину, так и законодательство при его совершенствовании.




Развитие систем связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, инновационных технологий увеличили значение цифровой информации в обществе, в том числе и в сфере здравоохранения. С развитием и трансформацией цифровых технологий совершенствуются способы несанкционированного доступа к данным, которые могут привести к необратимым последствиям. Цифровая информация в силу ее специфических свойств и ценности вызывает интерес у злоумышленников в связи с тем, что она может быть продана или использована в целях совершения преступлений. Цифровую информацию можно копировать, передавать и хранить на различных видах носителей без потери качества, что отличает ее от аналоговой информации. При этом цифровая информация обращается не только в компьютерных системах, но и в иных цифровых устройствах, позволяющих передавать и получать сведения в цифровой форме (телефоны, компьютеры, маршрутизаторы), приборы, используемые в быту (роботы-пылесосы, холодильники), а также в системах и сетях.

Особо чувствительными цифровыми данными в системе здравоохранения являются: 1. Персональные данные пациентов, используемые для их идентификации. 2. Медицинские записи: диагнозы, истории болезней, результаты анализов и другие клинические данные. 3. Финансовая информация: данные кредитных карт, страховых полисов, положенных выплатах. 4. Административная информация: данные сотрудников организации, внутренние отчеты и документы.

Учитывая уголовно-правовое значение цифровой информации, обращающейся в системе здравоохранения, ее можно подразделить на виды:

1. Цифровая информация, выступающая объектом уголовно-правовой охраны; в подобных случаях информация представлена в качестве предмета преступного посягательства (ст. 137, 272–274.1 УК РФ).

2. Информация, являющаяся заведомо недостоверной, неполной или ложной, выступающая средством совершения уголовно наказуемых деяний. Имеются случаи, когда для искажения работы диагностического алгоритма медицинские работники меняли пиксели в снимке МРТ, в результате система искусственного интеллекта ставила диагноз заболевания, которого в действительности не было. Указанные деяния в виде искажения цифровых данных могут привести к хищению денежных средств путем предоставления ложных сведений о заболевании.

Список литературы

1. Бегишев И.Р. Цифровая информация: понятие и сущность как предмета преступления по российскому уголовному праву / И.Р. Бегишев // Академический юридический журнал. 2011. № 2 (44). С. 47–55.
2. Грачева Ю.В. Уголовно-правовые риски в сфере цифровых технологий: проблемы и предложения / Ю.В. Грачева, А.И. Коробеев, С.В. Маликов, А.И. Чучаев // Lex Russica (Русский закон). 2020. № 1 (158). С. 145–159.
3. Иванова О.Г. Цифровая информация и ее место в уголовно-процессуальном доказывании / О.Г. Иванова, П.А. Недбайлов // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. № 2 (47). С. 144–149.
4. Кушниренко С.П. Цифровая информация как самостоятельный объект криминалистического исследования / С.П. Кушниренко // Вестник криминалистики. 2006. № 2 (18). С. 43–47.
5. Лонская С.В. Цифровая история права: начала методологии / С.В. Лонская // Journal of Digital Technologies and Law. 2024. Т. 2. № 1. С. 14–33.
6. Русман Г.С. Цифровая информация как содержательный элемент компонентов цифровой индустрии с позиции права (на примере кибербезопасности) / Г.С. Русман, В.С. Родионов // Проблемы права. 2020. № 5 (79). C. 100–104.
7. Шутова А.А. Особенности функциональной роли информации в конструкции отдельных составов преступлений / А.А. Шутова // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы XIII Международной научно-практической конференции (г. Тольятти, 21–
8. Шутова А.А. Социальная обусловленность норм об уголовной ответственности за посягательства на экономическую информацию / А.А. Шутова // Вестник Нижегородской правовой академии. 2015. № 4 (4). С. 332–335.
9. Шутова А.А. Уголовно-правовое противодействие информационным преступлениям в сфере экономической деятельности (теоретический и прикладной аспекты) : диссертация кандидата юридических наук / А.А. Шутова. Нижний Новгород, 2017. 35 с.

Остальные статьи